Популярные темы

И для собаки, и для хозяина: почему важно как можно раньше обучить питомца воспитанию

Дата: 19 ноября 2021 в 16:15


И для собаки, и для хозяина: почему важно как можно раньше обучить питомца воспитанию
Стоковые изображения от Depositphotos

Когда в марте 2020 года в Караганде опубликовали Правила содержания и выгула домашних животных, в них затронули и тему воспитания собак. Помимо обязательной прививки от бешенства, в документе отмечается, что городские собаки должны пройти курсы УГС (управляемая городская собака). Если собака живет в квартире, и хозяин выходит с ней на улицу, где есть другие люди, он несет ответственность за поведение питомца. Беря в дом собаку, нужно понимать: ответственность за нее всегда будет на хозяине, и вопрос еще и в том, что хозяин должен обучить животное правилам поведения. Поэтому курсы УГС – необходимый элемент, и пусть оплата за них – кстати, не космическая – ложится на плечи хозяев, безопасность должна быть в приоритете.

Психолог по собакам Елена Цеб давно и успешно воспитывает и животных, и их владельцев, однако многие обращаются к ней поздно – когда собака уже очень взрослая, а хозяин сам начинает бояться питомца. Карагандинка признается: очень хотелось бы и самой взять щенка, но как никто понимает всю ответственность – когда на работу уходишь рано, а приходишь поздно, животному не хватит внимания.

— Важно, чтобы люди, прежде чем брать собак, десять раз подумали: животное не виновато, что вы не справились с его воспитанием. Достаточно ли времени? Достаточно ли терпения? Если человек не занимается ребенком до 15-17-летнего возраста в силу занятости или равнодушия – кто из него вырастет? – рассуждает Елена Робертовна. – С животными работает тот же принцип, другое дело – с собаками нужно говорить на другом языке. Я не видела дурных или невоспитанных особей – люди, бывает, говорят, что «он у меня балбес» — но он не балбес: его просто хозяева не научили. Я готова делиться своими знаниями: главное – чтобы люди ответственно подходили к воспитанию животного. Поэтому сначала консультироваться важно не с заводчиками, а с кинологами. И здесь, кроме того, надо правильно поставить вопрос – если люди спрашивают, с какого возраста собаку дрессировать, вам назовут один, а если интересует именно воспитание – возраст будет другой, более ранний.

 

 

Сложная собака – к Елене Цеб

Дома, делится Елена Цеб, всегда были собаки: еще в детстве отец привил ей любовь к животным – в семье жила даже белка. Сама Елена Робертовна росла в Таразе, а потом, в 1985 году, переехала в Караганду, где работала в автопарке, а потом – кинологом в следственном изоляторе. Позже, рассказывает, стали восстанавливать питомник, и ее назначили старшим кинологом.

— Питомник – это то место, где человек должен научиться руководить всеми собаками: за мной было закреплено 25 животных, кроме меня работало еще 4 кинолога. Всех собак нужно было выгулять, каждой уделить внимание, ухаживать, и свой день я начинала с визуального осмотра животных. Кроме этого мы воспитывали будущих кинологов. Один из моих учеников уехал в Россию, добившись отличных результатов именно в обучении животных правильно вести защиту караульной службы, — рассказывает Елена Цеб. – В это время все и началось: нужно было найти подход к каждой собаке. Были собаки-отказники – они вообще никого к себе не подпускали. Привезли однажды кавказскую овчарку: что делать? Начинаешь искать подход. Мне всегда интересна была не сама дрессура, а как раз психология собаки. Я начала работать именно в этом направлении. И люди стали ко мне обращаться именно с вопросом о том, как переделать характер собаки. Помню, даже объявления размещали: «Сложная собака – к Елене Цеб». Я много читала о психологии этих животных, очень хорошо мне помогли знания ученого-этолога Ясона Бадридзе – он два года прожил в стае с волками, а ведь собаки тоже стайные животные. Он знает, как у них распределяется иерархическая лестница, и я начала понимать, как нужно работать с собаками. Да и проблема не в самой собаке, а в том, что мы не знаем, как с ней общаться.

При этом воспитание не равно дрессировке, уточняет специалист: в дрессировке все по командам, а воспитание животного предполагает взаимопонимание. С животными мы говорим на человеческом языке, но нужно обучиться и их языку.

 

 

Незнание не освобождает от ответственности

Теперь, когда к Елене Робертовне обращаются владельцы собак, ее первый вопрос – «Какой результат вам нужен?». Научиться понимать животное очень просто, и часто люди этому удивляются, делится карагандинка: «Вы подменили мне собаку?». Но здесь ситуация не терпит мелочей: не так посмотришь на собаку, не так что-то сделаешь – понимания не будет.

— Сейчас я работаю сама, многие мои коллеги ушли в хэндлеры – это участие в выставках и шоу, по сути. Нужно подготовить собаку так, чтобы она показала только хорошие качества. В моем деле все наоборот: я работаю с недостатками, — поясняет Елена Робертовна. – И первое, что нужно уяснить владельцу – чтобы собака понимала и проявляла к нему уважение, нужно быть спокойным. Когда мы работаем на площадке с группой, и кто-то отдает собаке команду, я часто слышу: «Сколько я тебе говорил?». Так разговаривать с собакой нельзя – как, собственно, и с ребенком.

К сожалению, говорит Елена Цеб, подавляющее большинство ее клиентов не знают, как общаться с животным. Когда к ней привели 7-летнего стаффорда, который таскал хозяина по улице за другими собаками и людьми, ей ответили: сказали, что с воспитанием надо подождать до года, потом еще и еще.

— Я задаю вопрос: а детей вы тоже воспитываете с 20 лет? Если с собакой не общаться с самого рождения, не показывать правила, ограничения – а человек для нее тоже семья, стая – результата не будет. Есть случаи, когда собаки начинают грызть хозяину руки: важно показать им такую же игру – но с игрушкой, и награждением станет то, что игрушка останется у собаки. Ко мне поступает много звонков, когда хозяевам, по сути, нужен укротитель, а не человек, который поможет с воспитанием животного, — рассуждает специалист. – И тогда очень жалко собак: если человек не знает, как себя вести, не консультируется с кинологами – это не освобождает от ответственности за питомца. Почему за халатность человека должна расплачиваться собака? Тем более что все беспокоящие моменты можно, по сути, убрать за одну встречу.

Первое занятие для животного, говорит Елена Робертовна, обязательно нужно проводить именно дома – и здесь показать ему правила поведения. А работа уже на улице – это последствия домашнего воспитания, когда собака может не слышать человека, если дома он не показал ей правила.

 

 

Особая психология

Сначала собака должна уважать человека, а потом – наоборот, заключает Елена Цеб, но этот результат требует обучения руководить животным. Если не нужно, чтобы собака куда-то зашла, можно просто показать ей это рукой – «Нет».

— Если собака не знает кнопки «включения-выключения» – с ней работать сложно. Она не живет прошлым или будущим – живет здесь и сейчас. Кроме, конечно, моментов сильнейших эмоций. Она может забыть правила поведения, выученные ранее, поэтому их надо закреплять – старые тогда сотрутся, поведение изменится, — объясняет карагандинка. – Сейчас мы занимаемся социальной адаптацией собак с группой, и первые полчаса я просто проверяю владельцев на отработку команды «Рядом» и то, как они ходят с собакой. У кого не получается – продолжаем повторять. Потом идем отрабатывать социальные упражнения: когда, допустим, нужно, чтобы посторонние люди или животные не отвлекали собак. Результат – хозяин сможет подойти к другому человеку, у которого тоже есть питомец, спокойно поздороваться и поговорить, а животные будут вести себя смирно. И даже если у вас шпиц – важно помнить, что это тоже собака, и ему так же важно вести себя смирно и считаться с правилами поведения.

Если в игре одна собака прикусывает другую, это может быть сигналом к прекращению действия. Когда собака прикусывает человека, а он начинает кричать «Нельзя!» или «Фу!» – это животному ни о чем не говорит: оно думает, мы играем. Здесь тоже надо уметь сказать «Нет» и показать это. Раскрытая ладонь человека для собаки – это не рука, это аналог раскрытой пасти, поясняет Елена Робертовна.

— Общаться с собакой надо языком жестов. В ход она, кроме того, пускает и свой нюх, определяя, что перед ней за особь – старше или младше, сильная ли энергетикой. Между собой собаки общаются телепатически, но с человеком они считывают энергетику: если человек спокоен, собака это поймет. Но любое колебание в настроении или состоянии она замечает, чувствуя страх, тревогу – и реагируя соответственно, — говорит специалист. – Собаки бывают трусоватыми, и на своей территории у них может сработать инстинкт «дай-ка укушу первой». Сначала животное гавкает, и если на него пойти, оно может атаковать – тогда ни в коем случае нельзя смотреть на него и таким образом бросать вызов. Я не давлю на животное взглядом: выстраиваю энергетику — «Не хочу крови, просто успокойся. Давай поговорим на понятном с тобой языке». Животное потихоньку успокаивается. Собака должна понимать, что она постоянно под контролем человека – и просто быть рядом.

 

 

Такой подход помог Елене Цеб в одной из недавних ситуаций, когда двухгодовалая овчарка таскала за собой хозяйку – на руках у женщины были мозоли от поводка. Кинолог попросила женщину закрыть собаку в вольер и уйти. Животное начало гавкать, специалист шла к ней маленькими шагами – собака уходила вглубь вольера. Когда животное успокоилось, вольер открыли, и кинолог жестом попросила его уйти в дальний угол. Хозяйка надела на нее ошейник с намордником, и началась воспитательная работа. Сейчас питомец проходит общий курс дрессировки, успехи – есть, владелицу – понимает.

— Собаке просто нужно показать, что человек сильнее, он альфа-особь: в этом заключается стайная психология. Нельзя показывать, что я чего-то не знаю – это собака тоже считает. В то же время, нельзя сегодня быть вожаком, а завтра со стола кормить: это даст слабину. И если в голове у вас картинка «А вдруг сейчас кинется?» — любые слова будут бесполезны, — говорит Елена Робертовна. – И что особенно прекрасно – такая тактика поведения, основанная на спокойствии, очень помогает в жизни нам, людям! Человек уверен в себе, и эта энергетика транслируется окружающим. Согласитесь, нервозность только помешает любому процессу.

 

 

Важно прийти вовремя

У Елены Цеб есть клиенты, которые подходят к выбору животного ответственно: до того, как взять собаку, получают консультацию о породе и поведении. Сама же она всегда предлагает исходить прежде всего из того, сколько времени человек сможет тратить на собаку, на ее обучение и дрессировку – уже потом советует породу.

— Но часто происходит так: «Ой, маленький пушистый комочек!» — и люди берут животное, через полгода вырастает огромная особь, а хозяева и не думали, что все будет так сложно, — рассказывает специалист. – Со щенком важно играть, воспитать, показать, что можно, а что нельзя. На щенка нужно много терпения. Уже когда он подрастет – где-то в 5 месяцев – в воспитание можно включать и процесс дрессировки. Щенок, кстати, очень быстро утомляется, поэтому если уделять ему 10-15 минут в день на игру, он будет лучше спать.

Еще один из своевременных случаев на практике Елены Робертовны – воспитание американской акиты одной из ее учениц: заниматься с собакой начали в 2 месяца. Хозяйка, описывает карагандинка – хрупкая девушка, акита же выросла в 70-килограммовую особь. Сейчас питомец слушается хозяйку, у которой уже родился ребенок. Елена Цеб виделась с этой семьей около недели назад: собака, говорит, ведет и чувствует себя прекрасно, а к ребенку относится с большой заботой. В то же время, добавляет кинолог, этой девушке часто говорят, что ей «повезло с собакой»: у акит очень упертый характер. Но дело снова в том, как человек воспитает животное.

Плачевных эпизодов тоже немало, делится специалист: одним из таких называет прошлогодний случай с шарпеем в Майкудуке: собаку боялась и хозяйка, и ее дети. Семья ждала приезда мужа домой: на него животное реагировало совершенно по-другому.

— Я предложила закрыть шарпея в другой комнате. Взяла, чтобы себя обезопасить, пластиковую швабру с тряпочкой на конце, и просто пошла на собаку: она гавкала, но потихоньку отходила. Хозяйка накинула на нее поводок, мы пошли гулять. Муж вскоре приехал: мы уже были на прогулке, я показала, как работать поводком-контроллером, и собака начала меняться, — рассказывает Елена Робертовна. – Позже мы откорректировали ее пищевую выдержку, чтобы она фанатично не охраняла свою чашку с едой.

Есть и случаи, когда кинологи или психологи по собакам бессильны: так было с 7-летним французским бульдогом, который даже не давал надеть на себя ошейник. Хозяйка работала сутками, а собака кусала ее 90-летнюю маму. С животным, к сожалению, никто не смог работать и уделять ему время. Собаку в итоге усыпили...

— Большая часть владельцев собак приходят ко мне, когда работать с животным уже поздно. И если это собака крупной породы – сложно в том плане, что это животные массивные и тяжелые. Когда они не хотят подчиниться и огрызаются – я просто ставлю на «свечку» на поводке и сразу же опускаю вниз, давая понять, что я в любом случае сильнее. Но с крупными собаками так работать уже боюсь: когда-то я травмировала ногу.

 

 

О воспитании собак и бюджете хозяев

В Караганде достаточно курсов УГС, на помощь которых ответственные владельцы собак могут рассчитывать. Все лето карагандинский специалист Ольга Толкачева вела курсы, по их прохождению выдавались сертификаты «Управляемая городская собака», говорит Елена Цеб. Ольга, кроме того, ведет курсы юного кинолога и в целом кинологические, преподавая теорию.

— Я же не веду УГС: все это входит в мой курс по воспитанию животного. Плюс ко всему курсы УГС не ведутся зимой. Но если это групповое занятие – а УГС это групповые занятия, поскольку собака учится общаться с сородичами – одно обойдется в 1 500 тенге, — отмечает психолог по собакам. – Сама я работаю на таких занятиях лишь по субботам: частные выезды нередки. Поэтому если владелец собаки решил отправиться на такие курсы, лучше заранее выяснить график специалиста.

Сумма в 1 500 тенге за одно занятие – небольшая, но индивидуальные, уточняет Елена Цеб, обойдутся дороже. Если речь идет о персональных курсах воспитания, животному понадобится максимум 4-5 занятий – но они даже будут важнее для человека, чем для собаки. Кроме того, участники занятий получают полноценные домашние задания, которые будут проверяться.

— Для меня неприемлемо, когда собак дарят – и говорят, что «мы подарили дочке стаффорда», а дочке всего-то 11 лет... – делится Елена Робертовна. – И когда говорят, что это «собаки-убийцы» — это неверно: даже стаффорд будет понимать человека, если с ним говорить на его языке. Недавно, кстати, работала со взрослым стаффордом, который лает на домофон: дверь – это для него сигнал к голосу, и здесь собаке снова важно транслировать спокойствие. Нужно только одно – знания.

Елена Цеб мечтает, чтобы этими знаниями обладали как можно больше владельцев собак. В то же время, в Караганде пока нет клуба, где на общественных началах людям бы рассказывали о воспитании животных. Правда, в карагандинском «Котокафе» у Инны Радченко одно время проводили курс лекций. Люди туда приходили – а значит, есть и заинтересованность в том, как можно лучше понимать свое животное. Самое главное при воспитании собаки, подчеркивает Елена Робертовна – начать работу над собой и иметь достаточно терпения и здравого смысла: если этого нет в человеке – как он может требовать это от собаки? Собака пойдет только за уверенным в себе хозяином.

В материале использованы снимки из личного архива Елены Цеб 

По сообщению сайта EKaraganda.kz

Поделитесь новостью с друзьями