Популярные темы

Как введение единого платежа с фонда оплаты труда повлияет на бизнес?

Дата: 02 сентября 2021 в 17:36 Категория: Новости экономики


Как введение единого платежа с фонда оплаты труда повлияет на бизнес?
Стоковые изображения от Depositphotos

Фото: Владимир Третьяков

Аналитики положительно оценивают предложение президента о введении для микро и малого бизнеса единого платежа из фонда оплаты труда со снижением суммарной нагрузки с 34%  до 25%. Они считают, что эта мера может благоприятно повлиять на бизнес, но только в том случае, «если поручение президента будет исполнено грамотно». В то же время ставку в 25% один из экспертов считает высокой. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz аналитики поделились, какие меры могут мотивировать предпринимателей работать «в белую» и могут ли льготы по тендерам стимулировать бизнес увеличивать зарплату сотрудникам.

Оставить ли отчисления в ФОМС?

По мнению управляющего партнера юридической фирмы GK&Partners Габитжана Кудайбергена, единый платеж с фонда оплаты труда, который планируется ввести для микро и малого бизнеса, нужен. «Ведь у такого бизнеса доля затрат по заработной плате в фонде оплаты труда заметно выше, чем у крупных предприятий. Соответственно, это влияет на маржинальность их деятельности», — считает эксперт по налогам.

По его словам, введение единого платежа с фонда оплаты труда в профессиональных кругах обсуждается уже на протяжении 2-3 лет. Он считает, что такой платеж в размере 25% должен включать обязательные пенсионные отчисления, социальный налог и ИПН. А вот отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования можно отменить (ФОМС).

«Мы видим, что после реформирования системы здравоохранения и введения отчислений в ФОМС ожидания государства не оправдались. По сути, отчисления в ФОМС являются дополнительными неоправданными расходами. Улучшения сервиса в поликлиниках, которого все ожидали после введения обязательных взносов в ФОМС, так и не произошло. И поэтому рациональнее сделать так, чтобы поликлиники обслуживали население за счет государства, без участия казахстанцев», — подчеркивает Габитжан Кудайберген.

Он считает, что снижение суммарной нагрузки с фонда оплаты труда может не оказать ожидаемого эффекта по уменьшению налоговой нагрузки на бизнес. «Даже 25% — это достаточно большая доля затрат бизнеса. Ведь если работодатель оплачивает зарплату в размере 100 тыс. тенге, то он должен установить официальную зарплату в размере 125 тыс. тенге», — подчеркивает Габитжан Кудайберген.

Бизнесу невыгодно работать «в белую»

Эксперт международной брокерской группы Tickmill  Арман Бейсембаев оценивает введение единого платежа с фонда оплаты труда также положительно. «Если поручение президента будет исполнено грамотно, то введение такого платежа облегчит учет в компании, снизит нагрузку на бизнес. Ведь сейчас предприниматель оплачивает 6 видов платежей за работника. Но опять же, необходимо посмотреть, как эта мера будет реализована», — считает собеседник.

В то же время он подчеркивает, что «то, что прозвучало из уст президента, и то, что будет реализовано, не всегда одно и то же».

«У нас в стране уже был такой опыт, когда глава государства говорил правильные вещи, которые должны были упростить, улучшить работу бизнеса, а на деле они только усложняли их работу. Я ведь также общаюсь с предпринимателями, и они говорят, что они сталкивались с таким парадоксом: когда озвучиваются меры по поддержке бизнеса, давление на него только растет: количество отчетности, штрафов, проверок увеличивается. То есть в итоге получается так, что лучше бы МСБ вообще не трогали, чтобы он как-нибудь сам выкарабкивался из своих проблем», — отмечает собеседник.

Он считает, что в настоящее время предпринимателям также невыгодно отражать в отчетности всех своих сотрудников и работать «в белую».

«Поэтому они предлагают некоторым своим сотрудникам работать в качестве ИП по упрощенной декларации или заключают с ними договор гражданско-правового характера (ГПХ). Это связано с тем, что зачастую государство воспринимает бизнес как дойных коров, которые должны как можно больше платежей перечислять в бюджет. Но ведь бизнес также нужно и стимулировать. То есть, чем больше у предпринимателя штат, тем больше льгот по налогам ему нужно предоставлять, упрощать какие-то его процессы, а не наоборот. Причем предприниматель должен не через заявку уведомлять налоговые органы об увеличении штата для получения льгот, этот процесс должен происходить автоматически», — говорит Арман Бейсембаев.

Если схема по налогообложению будет работать таким образом, считает он, то в денежном выражении налоговая нагрузка по фонду оплаты труда у компании не вырастет. «Если озвученные мной льготы будут введены, то предприниматели активнее станут переводить зарплаты работников из серой в белую зону, станут чаще официально трудоустраивать своих сотрудников», — считает Арман Бейсембаев.

Могут ли льготы стимулировать рост зарплат

В своем Послании народу Казахстана президент предложил меры стимулирования работодателей для повышения зарплат работников. «Более 6,5 млн человек в Казахстане являются наемными работниками. Основной источник доходов для них — заработная плата. При этом за последние 10 лет рост фонда оплаты труда отстал от роста прибыли владельцев предприятий почти на 60%. Для работодателей, повышающих заработные платы своих сотрудников, будут предусмотрены льготы в рамках регулируемых закупок, а также преимущественный доступ к государственной поддержке», — сообщил Касым-Жомарт Токаев.

По мнению Габитжана Кудайбергена, эта мера может простимулировать предпринимателей повышать зарплату, но только если им это будет выгодно.

«Когда государство говорит, что предпринимателям, которые повысят зарплату, предложат какие-то льготы при участии в тендере, это неплохо. Но заработает ли эта мера, озвученная президентом, будет зависеть от нескольких факторов. Самый главный из них – предприниматель должен понять, перекроют ли предоставленные льготы по тендеру его расходы по повышению зарплаты своим сотрудникам. То есть бизнесу нужно просчитывать экономику любого проекта, в том числе эффективность инициативы по повышению зарплаты своим сотрудникам. Предложение президента больше поможет среднему бизнесу. Но ведь есть еще и малый бизнес, который зачастую не участвует в госзакупках. И, понятно, что озвученная мера президента на них никак не отразится», — подчеркивает собеседник.

Корреспондент Kapital.kz поинтересовался, могут ли предприниматели использовать какие-то серые схемы, за счет которых они могут показать повышение зарплаты, а не деле ее не повысить. «Нет, о таких серых схемах мне неизвестно. Уровень официальной зарплаты сотрудника всегда можно проверить через его пенсионные отчисления. Это достаточно просто сделать. То есть  можно сопоставить налоговую нагрузку предприятия с его фондом оплаты труда. У налоговых органов есть такие инструменты», — отметил управляющий партнер GK&Partners Габитжан Кудайберген.

Эксперт международной брокерской группы Tickmill Арман Бейсембаев более скептичен. Он уверен, что любая льгота от государства влечет за собой последствия для предпринимателя.

«Если компания повысит зарплату и воспользуется льготой по господдержке или госзакупкам, то регуляторный пресс в отношении нее вырастет. То есть ее работу станут более пристальней и чаще контролировать. Также увеличится объем сдаваемой отчетности. Предполагаю, что предприниматели сознательно будут отказываться от таких государственных льгот. К тому же, если даже компания повысит зарплату своим сотрудникам, то не факт, что она, получив бюджетную льготу, сэкономит на ней больше, чем рассчитывала за счет повышения зарплаты штата», — считает он.

Повышение МЗП – верное решение

Также в своем послании президент поручил повысить уровень минимальной заработной платы (МЗП) в Казахстане. По его словам, этот показатель не повышался с 2018 года. «Мировой коронакризис усилил давление на доходы населения. Кроме того, по уровню минимальной заработной платы Казахстан уступает целому ряду стран СНГ», — пояснил глава государства.

Поэтому, как подчеркнул Касым-Жомарт Токаев, назрела необходимость пересмотреть уровень минимальной заработной платы. Так как, с одной стороны – это важнейший микроиндикатор, с другой – показатель, понятный каждому казахстанцу.

«Поэтому принимаю решение с 1 января 2022 года увеличить минимальную заработную плату с текущих 42 500 тенге до 60 тыс. тенге. Эта мера напрямую коснется более 1 млн человек, а косвенно – всех трудящихся казахстанцев. Она уменьшит теневой зарплатный фонд, размер которого сегодня достигает 30-40% от декларируемого уровня», — уточнил он.

Как считает Арман Бейсембаев, мера по повышению МЗП несвоевременна, ее следовало поднять ранее. «Де-факто у многих казахстанцев нет такой зарплаты в размере 42 500 тенге. По сравнению с 2018 годом выросли цены, снизилась покупательская способность тенге, экономика также уже другая. Поэтому решение президента верное», — считает эксперт.

Напомним, 1 сентября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу страны заявил, что нагрузку на фонд оплаты труда для микро и малого бизнеса  необходимо сделать более понятной и простой. «Предлагаю внедрить для такого бизнеса единый платеж из фонда оплаты труда со снижением суммарной нагрузки с 34 до 25%. Это простимулирует бизнес вывести из тени тысячи сотрудников, которые смогут стать полноценными участниками пенсионной системы, системы социального и медицинского страхования. В этом вопросе нельзя допустить кампанейщины. Необходимо подготовить соответствующие платежные системы, чтобы избежать сбоев и издержек для бизнеса. Система должна заработать с 1 января 2022 года», — отметил президент.

Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий

По сообщению сайта kapital.kz

Тэги новости: Новости экономики Касым-Жомарт Токаев
Поделитесь новостью с друзьями