Популярные темы

ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ

Дата: 01 сентября 2021 в 09:31


ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Стоковые изображения от Depositphotos
 

Это был обычный зимний вечер. Ужинали, как часто бывает, отварной картошкой с домашними соленьями. Но когда жена Екатерина Константиновна расставила тарелки, Удовицкий едва не упал со стула.


На тарелках дымилась только что сваренная картошка с мякотью … розового цвета. Откуда? Такой картошки у него еще не было, хотя и знал, что она бывает. На вопрос «откуда» жена невозмутимо ответила: «Вестимо, из погреба. Откуда же еще?» Понятно, но как она туда попала? С опытной делянки?

Дело в том, что специально на еду Андрей Удовицкий картошку не сажает. Зачем это ему, того, что остается от опытов, вполне хватает на всю зиму. Правда, эти научные отходы обычно не очень велики размерами, но именно такие как раз и вкуснее, и полезнее крупных. Но цвет, как же он мог проглядеть такое чудо и как оно получилось? Скорее всего, на каком то этапе произошло некое расщепление, и вот результат.

В последние годы многие селекционеры всерьез занялись сортами с окрашенной мякотью. Такой картофель, как оказалось, имеет немало полезных свойств. И пониженное содержание крахмала ничто в сравнении с антиоксидантными свойствами цветного картофеля. Проще говоря, это лечебный картофель, с очень большими возможностями. Чаще всего фиолетового цвета. В соавторстве с товарищами по науке С.Д. Киру, В.В. Тайковым и В.Ф.Красавиным он тоже вывел один сорт фиолетового картофеля.

Про себя он называл такой картофель «Фиолетиком». А тут вдруг невесть откуда взялся розовый… Фламинго? Да, это имя в ласкательном виде – фламингчик — очень подходило новому сорту…. Которого еще не было. Андрей Степанович представил перспективы, и аж руки зачесались от предстоящей работы. Да, фиолетики полезны и пользуются спросом. Но все же вид у них не очень, да даже вода после варки выглядит странно. А тут как арбуз, приятного розового цвета. А в жареном виде? А в гриле? А розовые чипсы из него? А в салате?

В общем, он перерыл весь погреб, надрезал несколько вёдер картофеля, но нашел еще несколько клубней с такой же мякотью. И решил попробовать вывести еще один сорт картофеля, может быть, самый лучшей в его ученой жизни.

Андрей Степанович в деталях помнит свой приезд в Конезавод № 48, ныне Заречный, ровно пятьдесят лет назад. Сюда он попал по направлению после защиты кандидатской диссертации в Ставропольском СХИ. И по конкурсу: в ОПХ Заречное отбирали лучших ученых, которые могли бы продвинуть целинную науку. Здесь он и проработал всю свою жизнь. Можно сказать, пятьдесят лет с картошкой. И с коллегами, с которыми работал и выводил на поля новые сорта картофеля. В.Г.Тулаева, Р.М. Альмурзина, В.В.Тайков, В.Ф.Красавин, Б.А Дорожкин. В последние годы — В.И.Семейкин, фермер из Житикары К.Х.Бисимбаев.

За эти пятьдесят лет сам и в соавторстве создал 45 сортов картофеля, среди которых есть и «Костанайские новости», и «Удовицкий (академики из Алматы буквально заставили так назвать), и «Дуняша», в честь мамы. Разная картошка, при желании можно выбирать, кому что нравится. Но розовой не было пока ещё в Казахстане. И тут важна одна оговорка. На создание каждого сорта у селекционера уходит 10 – 15 лет. Надо не просто вывести новый сорт, между нами говоря, это может сделать каждый грамотный дачник. Труднее всего придать новому сорту все необходимые свойств. Урожайность, стойкость к болезням, к засухе и прочее.

Легко браться за новый сорт, когда тебе тридцать, сорок лет. А тут на носу восемьдесят. Стоит ли затеваться? Сколько Всевышним отмерено еще жизни? И еще одна препона. Много лет в Заречном работала лаборатория селекции картофеля. Были лаборанты, опытные поля, финансирование. А тут как специально, в придачу к пандемии, обрезали всё. Понятно, не здесь, а где-то наверху, куда никак не достучаться. Под разговоры о продовольственной безопасности прекратили всякое финансирование селекции, закрыли Институт, лабораторию, оставили людей без работы.

Но разве это остановит ученого, который без науки и в свой огород не выйдет? Еще до всех этих затей с розовой картошкой ему позволили сначала расставить свои посадки в коробках по свободным подоконникам в служебных помещениях. А весной он развел свою знаменитую плантацию картофеля на асфальте, прямо у входа в офис Опытной станции.

Получилось, как всегда бывает в таких случаях, с приключениями. То солому, под которую сажал картофель, уносили порывы ветра. То полить было нечем, а тут жара. Договорился с пожарными, те приехали и едва не подавили тяжелой машиной новенькую плитку. Но в итоге вышло очень даже удачно. Приедет какая делегация, и в поле везти не надо, вот оно, поле, у входа в офис. А ученому хоть маленький клок земли, но есть где поработать.

Когда небеса послали ему розовый картофель, с финансами стало совсем худо. В Заречном его по прежнему поддерживали, и даже что-то слегка приплачивали, за тот пятачок у офиса. Но новый картофель требовал поливной земли, а ее не было. И транспорта не было, лаборантов, а самому копать поля уже как-то не очень весело. Пришлось очень пристально посмотреть на свой приусадебный участок. А здесь, кто его видел, листику упасть некуда. Что-то вырубить под будущие опыты?

Удовицкий не раз и не два перебрал все варианты. Срубить ранетку, которую он сам же называл Конфеткой? Рука не поднимется. Грушу, выращенную из церковной, привезенной из родной станицы Зеленчукской? Тоже не выход. Нет, не надо рубить, надо максимально использовать все свои наработки. Шпалерную посадку, когда картоха растет в виде дерева, выше хозяина ростом и занимает мало места. Все эти посадки по кольцам и ведрам.

За годы работы с картофелем собралось немало товарищей во всех уголках бывшей большой страны. Ивашкина, Курдюмов, Бондаренко, Красавин, Казарин. Псков, Ставрополье, Краснодар,Тверь, Алматы, Санкт-Петербург. Да хоть куда обратись, всегда помогут товарищи по науке. И здесь, в Заречном, В.И.Семейкин из КХ «Тэрра» никогда не откажет в помощи. И Бисембаев К. Х. из Житикары. Все они, когда он описал и разослал им фото с новым картофелем, поддержали идею создания такого сорта. Но – время, оно работает против нас.

Первые же опытные посадки показали, что с наскоку новый сорт не получишь. Как ни сажай его, хоть в шпалеры, хоть в рядки у Семейкина, а сразу нет желаемого результата. Хорош картофель, но то в розовую крапинку получится, то вообще белый. А еще ведь надо не только цвета нужного добиться, но и продуктивности, устойчивости к болезням. жаростойкости. В общем, как ни суди, а потянет все те же десять – пятнадцать лет жизни.

Спасибо тому же Владимиру Семейкину, который взял выращенный ученым на своем огороде розовый картофель, условно названный «Травником». И не просто взял, но и размножает его и с интересом наблюдает, что же получится в итоге. Кроме «Травника» на опытных полях частных фирм Удовицкий выращивает сомаклоны (аналоги «Травника») «Танюша» и «Красавинский». И даже на юг Казахстана и в Павлодар смог передать по несколько клубней цветного картофеля. Работа идет и в любом случае в Казахстане будет создан свой сорт розового картофеля.

Я пробовал эту розовую картошку. На вкус обычная хорошая молодая картошка. На вид намного приятнее фиолетовой, которая при всей ее полезности выглядит, скажем, странно. А тут как будто арбуз на тарелке да под сметаной. Сегодня Удовицкий отмечает свой 80-летний юбилей. Вместе с ним, не побоюсь это сказать, полмира, кто по скайпу, кто просто за столом. Все полмира, которые причастны к созданию самого любимого нами корнеплода или просто любят его. Хочу пожелать ему еще столько лет жизни, чтобы хватило на новый сорт. И, может быть, на новую лабораторию, в которой он будет создавать свои сорта картофеля.

Владимир Моторико.

Фото разных авторов

По сообщению сайта Костанайские Новости

Поделитесь новостью с друзьями