Популярные темы

Черчесов отказался покинуть сборную России после провала на Евро

Дата: 02 июля 2021 в 19:46


Черчесов отказался покинуть сборную России после провала на Евро
Стоковые изображения от Depositphotos

Главный тренер сборной России по футболу Станислав Черчесов во время пресс-конференции, 2 июля 2021 года

«Как бы это спокойно сформулировать, чтобы все правильно поняли… Во-первых, мы занимаемся непростым, государственным делом. С первой секунды я считаю, что это государственная должность, которую надо исполнять.

Меня никто сюда не приглашал. В моем понимании (может, я немного старой школы) — это не назначение, которое обсуждается, а приказ к исполнению.

Не думал, что когда-либо вообще буду тренировать сборную, но если меня позвали, то моя задача была дать добро. Выражаясь военным языком, каждый из нас — солдат своей страны. Мне дали задание, и я его выполняю. Уже пять лет.

Сборная России с треском провалилась на чемпионате Европы — 2020, заняв последнее место в группе. Технический комитет Российского футбольного... →

Кто-то думает, что я импульсивный, но импульсивных решений я не должен принимать, потому что свою роль я должен выполнять правильно. Всем нужно успокоиться и выдохнуть. А насчет отставки мы решим так же спокойно и по-деловому, как решали вопрос о моем назначении. Потому что в моем понимании детального разбора с моим непосредственным руководителем — главой РФС Александром Дюковым — по поводу Евро у нас пока не было.

Давайте немножко успокоимся. Мы попали на большой турнир. Чемпионат мира нам подарило государство, а вот на Евро мы должны были отбираться сами. И мы этого добились.

На сегодняшний день Станислав Черчесов — главный тренер сборной России, и у меня мысли только о том, как 1 сентября обыграть Хорватию в отборе на чемпионат мира — 2022.

Готов ли я отказаться от оставшейся зарплаты по контракту в случае его досрочного расторжения? Дайте мне пообщаться с моим руководителем — Александром Дюковым! Я занимаю государственную должность, а ее просто так не оставляют. Меня не приглашали, а назначили, и я свою работу делаю. Как только скажут «Стоп» — все».

«Какой смысл я увидел в той фразе президента? Вы с Путиным лично не общались, а мне представилась такая честь. Когда ты с человеком поговоришь, лучше его понимаешь. Сейчас я прочитаю то, что сказал президент: «Здесь нет ничего личного. Надо подумать, что было сделано позитивного теми, кто отвечал за сборную». То есть мной. «Обсудить с теми, кто отвечал за работу сборной, что было сделано позитивного и что надо изменить» (Черчесов показывает на себя. — «Газета.Ru»), в том числе и кадровые решения. Я вам об этом и говорил сегодня — что надо сесть, подумать и взвешенно принять решение».

«На техкоме я говорил, что главная причина провала на Евро — общий уровень игроков? Мне попалась эта информация на глаза. Кроме удивления, это не может ничего вызвать. Про футболистов я ни одного слова на техкоме не сказал. Я просто изложил, какая была подготовка — на примере нескольких футболистов показал, как она была выстроена.

Члены техкома могли выражать свое мнение, а их слова приписали мне. Но футболисты знают, что, если что-то не так, мы говорим им тет-а-тет, либо на собрании глаза в глаза.

То, что я обвинял футболистов в поражениях, — это абсолютно неправильная информация. Возможно, и заседание техкома РФС нужно транслировать людям, чтобы таких вопросов не было».

«Я недавно прочитал, что моя работа на Евро признана неудовлетворительной техкомом РФС. Я бы тут возразил. Работа и результат — это разные понятия. Работа тренерского штаба была выполнена от и до, команда выполняла все, о чем мы ее просили.

Почему не получилось повторить такой же успех, как на ЧМ-2018? Готовиться к мундиалю мы начали за два года: провели до чемпионата мира много матчей, могли выстроить химию в команде, подобрать нужных футболистов. Мы точно знали, почему того или иного игрока нет в сборной, хотя иногда и не могли это объяснить в публичном пространстве, потому что дело касалось какого-либо футболиста. Так мы потихоньку выстроили команду к чемпионату мира — к дню Х она была готова.

А вот готовиться к Евро нужно было на ходу. Из-за пандемии турнир отложился на год, и мы не видели команду десять месяцев. К тому же из состава, игравшего на мундиале, у нас остались только девять футболистов. Поэтому не очень корректно сравнивать.

Какая сейчас ситуация в сборной? Как говорил Владимир Ильич Ленин: «Низы не могут, верхи не хотят». У нас, конечно, не революционная ситуация, но тоже есть одно поколение, которое должно сменить другое. Однако на данный момент одни хотят, но не могут, а те, кто раньше мог, уже не в том состоянии».

«С тем, что под моим руководством футболисты чувствуют себя некомфортно, я не соглашусь. У нас отличная атмосфера в команде. Любой игрок подтвердит.

Если бы Роман Зобнин (который допустил голевую ошибку в матче с Данией. — «Газета.Ru») под моим руководством чувствовал себя плохо, то он не смог бы со мной в «Динамо» и в сборной такой путь пройти.

Кстати, после матча с Данией я день-два подождал, позвонил Зобнину, попросил проанализировать ситуацию, подумать над той его ошибкой, а потом забыть и играть дальше. За пару дней до игры мы с ним еще общались, отметили, какие недочеты надо поправить.

Большой турнир оказывает определенное давление на игроков. К тому же, чтобы команда стала сплоченной, должны происходить какие-то вещи — например, победы на последней секунде. Таких моментов на Евро не было, команда не приобрела свои контуры.

Не хочу ли пригласить спортивных психологов? Психологов в команде у меня не будет. По крайней мере, не будет психолога, который не играл сам на высоком уровне и не был на чемпионате мира и Евро.

Только такой человек может понять, что происходит в голове у футболиста на таких турнирах».

«По поводу интенсивности: мы очень ровно провели группу. В первом матче мы провели на высоких скоростях 20 минут игры, во втором — 22 минуты, в третьем — 23.

Бельгийцы с нами пробежали на минуту меньше на такой скорости, с датчанами было поровну, а финны пробежали всего 15 минут.

Это не мои цифры, это официальные данные. Что касается общего пробега, то на групповом этапе мы уступили только чехам. Что касается спринтов, то мы делим 4-6 место на групповом этапе.

Так что в плане физики мы никому не уступали. Но мы проигрывали в плане точности передач».

«По-моему, Далер Кузяев был одним из самых обыгрывающих игроков в группе на Евро. Головин и Миранчук тоже хорошо обыгрывают. Но это единичные случаи.

Почему мы в целом много не обыгрывали на Евро? Уровень сопротивления на этом турнире совсем другой.

Совсем скоро исполком Российского футбольного союза (РФС) на внеочередном заседании решит судьбу Станислава Черчесова. Невнятная игра, странная... →

Взять, например, даже Евро среди молодежи: Лисовой показывает один уровень игры в плане обводок — невысокий. Через три дня я был на матче «Динамо» — «Уфа», Лисовой там всех обыгрывает пачками. Как его оценивать? После «Уфы» его хоть в «Манчестер Сити» бери. А на Евро этого нет.

Но мы ребят искусственно не ограничиваем: в последней трети поля они должны брать инициативу на себя и пытаться обыгрывать».

«Александр Головин и Алексей Миранчук у нас больше года не были в сборной. Игры национальных команд проходят не каждый день. Если игрок на один сбор не попал, то я могу его год не видеть. Это не клубный футбол, когда игроки постоянно вместе.

Но я не согласен с критикой Головина и Миранчука. Хочу сказать, что Миранчук начал ценить то время, которое получает, и приносит теперь нам большую пользу. Он со мной посоветовался, перешел в зарубежный клуб, прошел год, и он изменился в лучшую сторону.

Сейчас Миранчук приехал на Евро. Он еще созреет, нужно время. Перед игрой с Бельгией Алексей уже знал, что выйдет на замену. У него это лучше получается. Он в «Аталанте» постоянно выходит на замену. Возможно, это как у собаки Павлова — выработался рефлекс. Мы решили войти в турнир так, а уже с Финляндией выпустить его в старте.

Головин выполнил практически все требования, которые мы давали. Оба отработали на команду очень хорошо».

«Надо ли менять лимит? Главный тренер должен отвечать за тактику, игру сборной. Есть какая-то иерархия, и я не могу давать советы сам. В Российском футбольном союзе (РФС) есть руководитель, который, если захочет, меня об этом должен спросить».

«Я доволен тем, как игроки выполняли то задание, которое мы давали, до определенного момента. А моменты — это травмы и другие неожиданные ситуации.

Мы же заранее знали, с кем играем в группе. Естественно, игру выстраивали так, чтобы противостоять этим соперникам, готовили планы. Возьмем матч с Бельгией — почему не получилось спасти игру. Во-первых, неприятно, когда мы с ничего пропускаем. Это уже меняет психологию и тактику.

И самое главное — сломались Жирков и Кузяев. Это игроки, которые определяли тактику на игру и психологически давали команде определенную силу. В перерыве мы поменяли систему.

Я ни одного футболиста никогда за ошибку не ругаю. Если они не выполняют тактические требования, то тогда разговор серьезный. А если кто-то пенальти не забил, мяч подскочил, он не попал, — эти разговоры мы не проводим, они сами все знают.

К каждой команде мы тщательно готовимся тактически. Например, у Бельгии самая сильная сторона — быстрые атаки. Как с ними играть в открытый футбол? Когда каждая их атака может завершиться голом. Я даже знаю, куда они в туалет ходят. Мы выстраиваем тактику очень тщательно».

«Гильерме был основным вратарем в отборочном цикле Евро-2020. Но вопросы по его кандидатуре начали звучать гораздо раньше, чем он исчез из сборной. Когда шла критика в его сторону, мы его не трогали. Он был номером один тогда.

Смогут ли Украина и Швейцария сотворить еще одно чудо? Сыграет ли с Италией лидер бельгийцев Кевин Де Брейне? Выдаст ли очередной спектакль датская... →

Если же вспомнить отборочный турнир на Евро, то мы проиграли бельгийцам 1:3 и 1:4. Гильерме себя тогда не проявил. От шотландцев тоже пропустил неприятный, курьезный мяч. В то же время он неважно играл у себя в клубе.

В играх с Турцией и Сербией мы тоже пропустили много мячей. Потом Гильерме пропустил шесть мячей от «Зенита» в РПЛ. Сборной России нужен был вратарь, который должен был выручать в определенных моментах.

Мы видели, что Шунин тогда был лучше. В Лиге наций выручал. Больно было не брать Гильерме. Вы думаете, это легко? Нет. Но пришлось. Вообще Гильерме — парень хороший».

«Не мы — первая страна, в которой игрок уровня Игоря Акинфеева закончил выступления за сборную. После такого сложно принять сразу решение о преемнике. Сначала мы доверились опытным игрокам — Гилерме и Антону Шунину.

Шунин в Лиге наций прекрасно отыграл, провел отличный сбор. Посчитали, что такой большой турнир, как Евро, должен начать опытный вратарь. Но есть моменты, которые мы видим во время игры, после игры. И пришлось принять другое решение.

Сафонова, к сожалению, мы не смогли раньше внедрить в команду, потому что он заболел коронавирусом, а также восстанавливался от травмы. Сам Господь Бог не давал нам включить его в команду. Как христианин, с этим я смирился, но как тренер, нет. Как только появилась возможность, Сафонов приехал, сыграл в контрольном матче с поляками 30 минут, не пропустил.

Он сыграл на ноль с поляками, потом — с финнами на Евро. Мы видим потенциал Сафонова. Я похлопал его по плечу после матча с Данией, сказал, чтобы работал дальше и не расстраивался.

Будет ли первым номером Сафонов? Я не против. Надо теперь, чтобы он свой уровень доказывал. Мы никого не игнорируем».

«Шансы у Максименко есть. Если я скажу, что я не спартаковец, а нейтральный, наверное, вы мне не поверите. Когда я домой возвращаюсь, могу же я быть спартаковцем? Так вот, Максименко я заметил еще давно. Теперь он играет в основе «Спартака».

Но мы должны вспомнить советскую поговорку, что вратарь нужен тогда, когда нужен. Единственный матч, когда Максименко был реальным вратарем, — это игра с «Динамо». Спартаковцы тогда победили 2:0, и этот матч выиграл именно вратарь. Таких игр должно быть больше.

Максименко провел молодежный Евро, опыта набрался. Теперь будет играть со «Спартаком» в ЛЧ. В таких играх надо себя проявлять».

«Смолова не было в сборной несколько лет — травмы, уход в «Сельту»... Промах с пенальти на ЧМ-2018 никак не повлиял, мы не злопамятные, мы профессионалы.

Но Смолова долго не было, а у нас сформировалось трио нападающих, которые друг друга устраивают. Дзюба забил 20 мячей в РПЛ, Соболев — 14, Заболотный — девять. Больше, чем Смолов (семь). Дзюбу мы брали точно. Заболотный тоже был вне конкуренции. Выбирали между Соболевым и Смоловым.

Мое мнение было таким: Федя заслужил попасть на Евро, но не в роли основного. Основной нападающий у нас — капитан Дзюба. А как с ролью запасного справляется Федор, мы знаем по чемпионату мира. В нашем понимании, не очень справляется. У каждого свой характер.

Технический комитет Российского футбольного союза (РФС) поддержал Станислава Черчесова после провала сборной на Евро-2020 и не будет рекомендовать... →

Чтобы убедиться в своем решении, я сказал, что мы внесем его в запасной список. Ответ на мой вопрос он дал сам (Смолов забил в финале Кубка России и выложил в Instagram пост со словами «Они не ставят на меня, но я *** их»).

Если человек в запасе и дал такой пост в Instagram… Помощники сказали мне на следующий день: «Саламыч, ты был прав». Если он так отреагировал, будучи в запасном списке, из которого могут в любой момент вызвать на турнир, может, он и на Евро вел бы себя похожим образом.

Возьмем сборную Франции. Вызвали Карима Бензема, он забил четыре мяча, но команда вылетела. Сами французы пишут, что внутри команды химия нарушилась. А вот с Оливье Жиру, который на ЧМ-2018 ни разу в створ не попал, они стали чемпионами мира.

А что касается Смолова, то отношения с Федей у меня сейчас хорошие, виделись на сборах, поговорили. Он теперь дальше готовится, работает. Раньше мне кто-то усы показывал и так далее. Но это не влияет».

«За Кокориным пока не следим. Знаем, где он находится. Из «Сочи» попасть в сборную у него было больше шансов, чем из «Фиорентины». Надеемся, что он будет играть в Италии. А в «Сочи» он чувствовал себя комфортно, забивал».

«Да, пример Дзюбы показывает, что есть вещи непростительные. Это некрасиво, он это знает, но надо отделять одно от другого. Самые воспитанные особо ничего никогда не выигрывают.

Теперь задача — выслушать Дзюбу, какие у него планы. Мы не можем разбрасываться игроками такого уровня. Время покажет. Если он будет соответствовать уровню и будет хотеть играть, то будет команде».

«За высказываниями Салиховой я не слежу, но спасибо Ксении Собчак, что сделала интервью с ней: мне оттуда прислали фразу Заремы о том, что «В «Спартак» Черчесов попадет через мой труп». Почему она меня так раскритиковала?

Оказывается, я любимого вратаря Плетикосу заменил на Джанаева. Но, во-первых, Плетикосу в состав «Спартака» привел я. Во-вторых, все игры в «Спартаке» при мне провел именно Плетикоса. Я его не менял. Значит, меня надо больше любить.

Буду ли просить Салихову, чтобы она не удаляла свой Telegram-канал? Пусть футбол остается футболом, а цирк — цирком».

По сообщению сайта Газета.ru

Поделитесь новостью с друзьями