Популярные темы

Охота или создание заповедника. Что хотят делать с популяцией сайги в Казахстане

Дата: 24 мая 2021 в 11:09


Охота или создание заповедника. Что хотят делать с популяцией сайги в Казахстане
Стоковые изображения от Depositphotos

Открыть охоту на сайгаков и начать перерабатывать их мясо, шкуры и рога предлагают охотники, чтобы урегулировать их популяцию. Однако в Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов придерживаются другого мнения. О том, как планируют регулировать популяцию животных на западе страны, корреспонденту Liter.kz рассказал представитель Комитета лесного хозяйства и животного мира Аян Мейраш.

По его словам, рост сайгаков на западе страны – это не проблема, это, наоборот, хорошо.

«Проблему создают местные фермеры. Если в 2007 году площадь, занятая под сельское хозяйство, не превышала 3,5 миллиона гектаров, то сегодня она выросла уже до более восьми миллионов. Получается, сельское хозяйство притесняет сайгаков и создает проблему для увеличения их популяции», — пояснил Мейраш.

Сегодня главная проблема у сайгаков — дефицит воды, поэтому они вынуждены пить из источников, занятых домашними хозяйствами. Ранее это был естественный водопой сайгаков, пока фермеры не расширили свои территории. Чтобы решить конфликт фермеров и сайгаков из-за пастбищ, власти предложили создать Бокейординский природный резерват, провести разведку подземных вод и установку колодцев для водопоя.

«Сайгу стрелять никак нельзя, сайгак практически сохранился только у нас, в Казахстане, больше нигде в мире его нет», — добавил он.

При этом ситуация в других регионах по сайгакам стабильная, считает Мейраш. Видно, что популяция растет. Он уточнил, что сайга в Казахстане является ценным видом животных, а не редким, запрет на охоту действует до 2023 года.

В свою очередь известный в Казахстане охотник, эксперт и владелец больших охотугодий Батыр Сейкенов рассказал Liter.kz, что объем уральской популяции сайгаков, которые обитают в западной части страны, составляет до 250 тысяч голов. Животные на зиму мигрируют в Калмыкию, а летом возвращаются в Казахстан.

«То, что сейчас предлагает Минэкологии — создать резерват, я считаю, что это не решение проблемы. Потому что сайга — вольное животное, невозможно его держать в неволе. Если ставить ограждения — это будут очень большие затраты. Сайга не видит эти преграды, она как шла, так и будет идти в миграцию и будет только гибнуть из-за ограждений», — считает он.

Эксперт предложил регулировать популяцию животных охотой, потому что только этот способ приводит к нормальному приросту контролируемой популяции. Он отметил, что в советское время сайгаков активно использовали, охотились на них, а затем перерабатывали. Сейчас, когда на западе сайгаков становится больше, нужно, чтобы местные жители могли на этом зарабатывать.

«Сегодня нужно уже открывать охоту на сайгаков, создавать определенные цеха переработки и на этом зарабатывать. Но сейчас в рабочих комиссиях обсуждается, чтобы только госкомпании могли этим заниматься. Это неправильно. Нужно отдать все в частный сектор, а у государства должна остаться только одна функция — контроль», — подчеркнул он.

Спикер привел пример: в Америке раньше практически не было бизонов, но их популяцию восстановили и сейчас регулируют, дают людям на этом зарабатывать. У охоты на сайгака есть четыре ценности: возможность заработать на самой охоте, на продаже шкур, мяса и рогов. Шкуры могут пойти на изготовление перчаток, сумок и прочих вещей. Турция, Южная Корея и Китай готовы скупать эти товары в огромных количествах.

Пользой от запуска цикла переработки также станет создание рабочих мест для населения, но нужны люди, которые смогут все грамотно организовать.

Вдобавок охотник ответил на вопрос: «Не получится ли так, что всех сайгаков просто перебьют, если разрешить людям охотиться на них и заниматься переработкой?»

«Для этого нужны правила и лимит. В Казахстане уже давно охотятся на косуль, лосей и кабанов — не перебили же. Я не говорю сейчас о браконьерстве, это действительно большая проблема и борьба с ним всегда будет продолжаться», — подчеркнул он.

При этом в Казахстан следует привлечь и международные организации, чтобы они помогли разобраться с регулярным падежом животных (почти каждые пять-шесть лет). Батыр Сейкенов рассказал интересный случай, как в Индии случился падеж грифов. Эти птицы поедали трупы коров, которые привозили на свалку. Ведь известно, что индусы не едят говядину. Но из-за падежа горы коровьих трупов просто разлагались на воздухе, появились болезни. Местные ученые не смогли понять причину происходящего и пригласили иностранных специалистов на помощь. После тщательного изучения выяснилось, что жители дают коровам «диклофенак» чтобы увеличить надои молока, но это лекарство откладывается в печени животных. После их смерти грифы начинают поедать трупы именно с печени, потому что это самая вкусная часть, и травятся ею. Поэтому и произошел падеж. После данного случая власти запретили использовать это лекарство в ветеринарных целях, и постепенно популяция птиц восстановилась. В случае с сайгой также нужно понять причины регулярного падежа и устранить их.

В Казахстане обитают три подвида сайгаков, которые не смешиваются между собой – уральские, устюртские и бетпакдалинские. Собственно, поэтому их невозможно переселить из одного региона в другой. У сайгаков также довольно сложное питание, которое состоит из злаков 42 видов, в определенный период времени они едят только конкретную траву. Поэтому Сейкенов считает невозможным держать этих животных в резервате, лишая естественных путей миграции и нужного корма.

Он добавил, что численность уральских сайгаков следует поддерживать на уровне не более 200 тысяч голов, устюртских – 600-700 тысяч, а бетпакдалинских – до миллиона особей. При таком балансе они не будут мешать фермерам и их скоту, уверен эксперт.

13 мая 2021 года сообщалось, что сайгаки объедают домашний скот — подробнее об этом читайте здесь.

По сообщению сайта Литер

Поделитесь новостью с друзьями