Популярные темы

Феминизм в Казахстане: почему или радикальный, или незаметный

Дата: 12 мая 2021 в 14:49


Феминизм в Казахстане: почему или радикальный, или незаметный
Стоковые изображения от Depositphotos

В Казахстане пока одни говорят об успешно реализуемой в стране гендерной политике, о равных возможностях в обучении, карьерном росте и бизнесе, другие — стыдят женщин за короткие юбки, желание жить и работать на равных с мужчинами. Против этого и ведут борьбу феминистические организации страны. Но есть и те, кто считает, что феминизм выступает против устоев общества, нацелен на то, чтобы разрушить традиционные ценности, относящиеся к семье, детям и роли матери. В целом, тема феминизма уже плотно засела в подкорке каждого гражданина, как бы он к ней не относился, но в Казахстане почему-то либо принято перегибать, либо недожимать. Что происходит с активистами сегодня, а также альтернативные точки зрения лидеров мнений, читайте в материале Liter.kz.

Политолог Казбек Майгельдинов напомнил, что борьба за права женщин и равноправие в казахском обществе началась в конце XIX — начале XX веков. Именно тогда были открыты первые женские училища и школы, позже, уже в Cоветском союзе, объявили, что всем будут предоставлены равные права.

«Сейчас в Казахстане есть как традиционные феминистические движения в различных сферах, даже на уровне государства — Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте, так и неформальные движения — «КазФем», «Феминита». В основном они активны в Алматы. Основной посыл, который пропагандируют неформальные феминистические движения, — это права женщин, при этом акцент делается на искоренении сексуального, бытового и других форм насилия в отношении женщин. Они также выступают за криминализацию статьи о бытовом насилии», — сказал Майгельдинов.

Он заявил, что феминистические организации финансируются западными фондами, в том числе фондом Сороса. Через них, считает политолог, идет распространение западного видения в казахстанском обществе. Идет более массивное распространение образа жизни женщины во главе всего общества.

В целом, по его оценке, в Казахстане гендерная политика проводится и женщины равноправны, ведь они получают одинаковые возможности в обучении, карьерном росте и бизнесе.

«Женщины могут у нас законодательно быть и в политике, и в бизнесе. Ущемлений нет», — добавил эксперт.

Соосновательница Казахстанской феминистской инициативы «Феминита» Жанар Секербаева не согласна с ним.

«Феминизм в Казахстане разный. Фонд «Не молчи», Кризисные центры под руководством Маргариты Ускенбаевой или же Союз кризисных центров, а также другие феминистические инициативы — мы все вместе выполняем важные проекты, которые связаны не только с насилием, но и с отстаиванием прав женщин, в том числе права на здоровье, на образование, право на недискриминацию женщин, так как женщины в Казахстане остаются второстепенным субъектом, то есть женщина все еще не человек в нашей стране», — считает она.

Подкрепляет свои доводы Секербаева официальной статистикой, согласно которой каждая третья женщина в своей жизни испытала насилие в отношении себя. Кроме того, в стране имеется разница в заработной плате по признаку пола, то есть мужчины на 34% получают больше женщин за ту же самую работу.

«Видимо, в Казахстане родиться женщиной — это, судя по всему, несчастье», — отметила наша собеседница.

«Феминита» представляет инклюзивный и интерсекциональный феминизм. Это значит, что ее члены не исключают группы транс-людей и другие группы людей. У них, считает Жанар Секербаева, должен быть свой голос, и нужно, чтобы они были озвучены.

«Гендерная политика не должна решаться на уровне депутатов — решили и сделали, а на уровне тех исследований, которые проводятся женскими организациями, феминистическими организациями, такими организациями, как мы. Мы представляем не только феминистическую инициативу, мы соединяем в себе повестку и в отношении женщин из ЛГБТ-сообщества — это лесбиянки, бисексуалки и транс-женщины, потому что ЛГБТ-женщины — в первую очередь, женщины. Поэтому нужно давать возможность прозвучать голосам разных активистов из разных групп, тогда вы увидите, насколько разнообразна, к сожалению, борьба за женские права», — отметила экспертка.

По ее данным, организация «Феминита» ведет борьбу за права женщин в политике, отмену списка запрещенных профессий для женщин в Казахстане — в нем на сегодня 229 профессий, которые все еще недоступны женщинам.

«У нас есть женщины, живущие с ВИЧ, которые стигматизируются, у нас есть женщины секс-работницы, которые также маргинализируются государством, чьи права нарушаются постоянно полицейскими: они их подвергают арестам, используют личные данные в личных целях в отношении этих женщин. У нас есть дискриминация ЛГБТ-сообщества, в котором находятся и женщины. И это я не говорю о наших непрозрачных выборах, это я не говорю о квотах: никак женщины не могут набрать 30%. То есть квоты есть, которые в этом году измены на квоты для женщин и молодежи. Но ведь от молодежи могут прийти и молодые люди, то есть, если раньше у женщин была отдельная квота, то теперь они ее делят с мужчинами. Наша страна так и не достигла 30% представленности женщин в политике именно на решающих политических должностях, а не должностях «заместитель», «ассистент» или «секретарь».

Наш активизм такой разный, но складывается впечатление, что мы боремся только против бытового насилия, но и здесь все наши попытки тщетны. Потому что вы видите, насколько противодействовали закону «О бытовом насилии». Он был отозван, но его в этом году будут снова обсуждать, и мы — феминистические организации и инициативы ЛГБТ — мы выступаем за принятие такого закона и за внедрение уголовной ответственности за любое проявление насилия в отношении женщины», — резюмировала она.

Читайте также: Мама причинила мне боль: семейный коуч рассказал, почему казахстанцы бьют своих жен

Феминистка Фариза Оспан также дала свою оценку ситуации с правами женщин в Казахстане.

«Как я оцениваю? Плачевно. У нас еще много проблем, с которыми нам приходится сталкиваться и бороться, но в этой ситуации важно не забывать, что государство все еще против феминизма. У нас некоторые депутаты, которые получают зарплату с наших налогов, с госбюджета, открыто высказываются против прав ЛГБТ и против прав женщин, тем самым унижая нас. Мы можем повлиять на это, и плюс сами чиновники на местах должны понимать, что они должны быть теми, кто за права человека, а не против, то есть они сами тоже должны сделать какую-то работу», — считает она.

В целом, по ее словам, ее деятельность — это не пропаганда феминизма, это здравый смысл. Она считает, что «любой уважающий себя человек в Казахстане — мужчина или женщина, должны быть на стороне феминизма, потому что каждый из нас обладает правами с рождения, и никто не должен их ущемлять».

«Феминизм в Казахстане не отождествляется только лишь с борьбой с бытовым насилием. Такое предположение основывается на том, что феминистки новой волны делают больше акцент на бытовое и сексуальное насилие. Сейчас я команде феминистского фонда «FemAgora» — и мы готовим в июне феминистический фестиваль, а также проводим другие проекты, например, компанию «16 дней против гендерного насилия». Мы сейчас формируемся как фонд и будем дальше реализовывать проекты. Если говорить о личном вкладе, то я веду блог в Instagram и доношу информацию о феминизме, пытаюсь достучаться до людей, до противников феминизма, веду онлайн-компании. Например, мы добились того, чтобы институт «Казах кызы» Каракат Абден перестал существовать на наши налоги, плюс ролик шымкентского акимата о том, что девушки в мини-юбке похожи на секс-работниц. Они в ролике пытались учить, какую одежду носить. Но мы заставили этот ролик отменить, извинится, тогда еще сменилось руководство в молодежном ресурсном центре. И это только единичные примеры», — перечислила она.

В целом, по ее словам, фемактивность дает много важного обществу: меняется сознание людей, принимаются новые законы. В частности, закон «О мирных собраниях» переписывался и дополнялся. Сейчас поднимается вопрос о необходимости принятия закона «О бытовом насилии».

Читайте также: Стоит ли ребенку в Казахстане давать матчество или отчество? Обсуждаем

«Мы боремся за право выходить на улицы и говорить о проблемах, которые есть. Фемактивность дает возможность девушкам, которые подверглись бытовому или сексуальному насилию, а также домогательствам открыто писать об этом, идти в суд и открыто судится с насильниками, абьюзерами, и это на самом деле требует очень большой смелости и храбрости, потому что сложно добиться справедливости в этих вопросах. Но почему мы часто говорим о насилии — это какое-то наше базовое правою если ты не чувствуешь себя в безопасности как ты будешь думать о других вещах», — резюмировала Фариза.

Глава общественного объединения «Бақыт бастауы» и руководитель женского движения «Ақжүніс-Ақтөбе», главный редактор журнала «Үш таған» Бакыт Жаншаева считает, что феминизм выступает против устоев общества и нацелен на то, чтобы разрушить традиционные ценности о семье, детях и роли матери. По ее словам, женщины в погоне за равноправием, своими руками разрушают свои семьи.

«Меня пугает шум, который поднимают феморганизации вокруг прав женщин. Я также занимаюсь вопросами многодетных матерей, матерей-одиночек, встречаюсь со многими женщинами, хорошо знаю, с какими проблемами они сталкиваются, знаю о бытовом насилии, но вот не пойму криков феминисток о том, что «мое тело — мое дело» или «моя матка, решать, значит, мне — рожать или нет».  Я считаю, что они такими криками, наоборот, настраивают мужчин против женщин. Зачем? Женщина на то и женщина, она может своей слабостью и изящностью направлять своего мужа, найти в нем опору и таким образом жить с ним в гармонии», — объяснила Жаншаева.

По ее словам, часто проблемы в семье возникают у тех женщин, которые в свое время недополучили материнской ласки, любви и внимания. Из этого Бакыт Жаншаева сделала вывод, что женщина должна находиться дома, заниматься семьей и воспитанием детей.

«Если хочет работать, то она может и работать. Для этого у нас нет никаких препятствий. Но если она будет сидеть дома, заниматься детьми, вести хозяйство и получать плату за то, что она мать, то я думаю, она с удовольствием это сделает, не беспокоясь о том, как ей обеспечить своих детей. А вот когда женщина будет дома, тогда и муж спокойно будет ходить на работу, и все то, что он заработает, будет приносить домой своей жене и детям. Это позволит снизить число разводов и подростковых преступлений. Я думаю, что тогда у нас получится решить и проблему бытового насилия. В этой связи я продвигаю активно идею о создании условий матерям», — пояснила собеседница издания.

В беседе с журналистом Liter.kz она привела крылатую фразу, которую когда-то изрек Мухтар Ауэзов: «Ел болам десең, бесігіңді түзе, ол үшін әйелге жағдай жаса». В переводе с казахского это означает: «Если хочешь построить сильное государство, начни с колыбели, для этого нужно создать условия для матерей».

«Сейчас многие женщины вырываются вперед, зарабатывают, потом начинают упрекать мужей, что она зарабатывает, создает условия для семьи, покупает квартиру или жилье, если муж отстает от нее и перестает работать или работает, но зарабатывает в разы меньше. В такой ситуации муж либо спивается, либо уходит к другой. Вся проблема в этом. Женщина своими словами, своими действиями вредит себе. Как говорится «муж — голова, женщина — шея». Если она будет мудро поступать и делать все, не унижая мужчину, то все у нее будет хорошо. Мы не должны выступать против природы, против естества. Я не сомневаюсь в образованности феминисток, но вот если они свои знания, опыт и силы, человечность направят в правильное русло борьбы с насилием, то есть, если будут женщин позиционировать так: «Я женщина, я несу добро, я рождена, чтобы рожать детей, поэтому я против насилия», то это было бы хорошо… Как бороться с бытовым насилием? Думаю, нужно со школьной скамьи учить наших девочек, как вести себя в семейной жизни, обществе, как она должна себя защищать», — резюмировала Бакыт Жаншаева.

С ней в этом плане солидарен политолог Казбек Майгельдинов. Он считает, что институт семьи должен оставаться основным, ведь самые главные формы поведения и воспитания передаются ребенку матерью.

«Материнство, позитивные образы женщин должны культивироваться в обществе. За права и безопасность женщин у нас действительно нужно проводить определенные механизмы, может быть, действительно, криминализировать статью о бытовом насилии. Да, традиции нужно сохранять и возрождать, но при этом и учитывать современные тренды, современное состояние женщин», — пояснил он.

Между тем актер, экс-депутат и блогер Танирберген Бердонгаров считает, что в Казахстане феминизма нет.

«Если брать в процентном соотношении тех людей, которые проповедуют феминизм, то, по сравнению с общей массой, которая придерживается классических взглядов, это и процента не будет. Я не являюсь противником феминизма как такового: женщины, как и мужчины, вправе отстаивать собственные гражданские права. Просто и те, и другие грешат тем, что превращают эти понятия в сведение личных счетов, и в результате любая идея выщелачивается и переходит не в категорию отстаивания прав, а в категорию личной мести за испорченную молодость. А это неправильно, потому что мужчины и женщины равны в своей степени значимости в мире и семье, и ставить какой-то определенный пол над другим неправильно. Мое убеждение, что Всевышний создал мужчин и женщин разными, потому что функция женщины — рожать детей, а функция мужчины — защищать физически свою семью и обеспечивать ее. Гармоничны те семьи, которые объективно разделяют между собой эти обязанности и не возвышают по степени ничью значимость в этом процессе», — считает он.

Когда люди пытаются подменять понятия в угоду личным интересам, добавил он, все превращается в какой-то цирк. Это, убежден Бердонгаров, не приведет к феминизму как таковому.

«Если брать не Казахстан в целом, а отдельно взятых личностей, которые «топят» за это, то они напоминают тупых супругов. Как решают конфликт в семье высокообразованные люди? Они садятся за стол и обсуждают вопрос, приводят аргументы, в результате приходят к тому, что лучше для их семьи, для их детей. А в семьях с невысоким уровнем интеллекта, развитости человека спор перерастает в конфликт, чаще всего свидетелями которых становятся дети. То, что сейчас происходит между отдельными катализаторами этих процессов, так называемыми активистами, представляет собой сферу необразованной семьи. Не для того, чтобы воспитать здоровое поколение, а для того, чтобы отстоять какие-то свои узкие личные интересы или душевные раны, обиды (защитить, компенсировать — прим. ред.), которые человек пережил в молодости. В результате неконструктивного решения не улучшается ситуация с правами женщин, ничего этого нет. Идет просто эскалация конфликта, массовая истерия и, как результат, статистика по бытовому насилию не уменьшается. Наоборот, это все смачно «обсасывается» читающей и смотрящей аудиторией», — пояснил блогер.

Высказался он и относительно утверждения феминисток о том, что «мое тело — мое дело».

«С того момента, как человек находит свою вторую половинку, ничье тело никому объективно на 100% не принадлежит. Мое тело, к примеру, не принадлежит мне. Я не могу с таким же плакатом выйти, потому что мое тело принадлежит наполовину жене и детям, равно как и ее принадлежит мне и детям, потому что мы сейчас единое целое, мы создали семью для того, чтобы воспитать здоровых и счастливых детей. Соответственно, я не понимаю людей, которые выходят с такими плакатами. Я также не понимаю мужчин, которые бьют своих жен, равно как и женщин, которые терпят систематические побои. На мой взгляд: если он тебя бьет и тебя это устраивает, то живите, если не устраивает, то нужно уходить и писать заявление. Все очень просто», — считает он.

20 января 2020 года 21-летний Бибарыс Ищанов — профеминист из Нур-Султана — рассказал, почему прогрессивные ценности не следует считать «европейскими» или «западными». Также он объяснил, почему пора прекратить мыслить стереотипно.

3 июня 2020 года в Instagram-аккаунте Молодежного ресурсного центра Шымкента появилось видео, которое возмутило общественность. В ролике, который сняли при поддержке акимата города, короткая юбка стала поводом для обвинения девушки в проституции.

8 марта в центре Алматы прошел несанкционированный марш феминисток, против которого выступил Бекболат Тлеухан. Он просит Правительство Казахстана проверить законность проведения марша феминисток в Алматы и защитить в законодательном порядке казахстанских детей от вредоносной, по его словам, информации, касающейся однополых браков и другого.

По сообщению сайта Литер

Поделитесь новостью с друзьями