Популярные темы

Авантюры и провалы в образовании медиков

Дата: 07 апреля 2021 в 08:43 Категория: Здоровье


Авантюры и провалы в образовании медиков
Стоковые изображения от Depositphotos

Алма Бектенова, turanpress.kz, 6 апреля

Зачем нам педиатры и санитарные врачи?
Урон, нанесенный здравоохранению и населению в связи с ликвидацией санитарно-гигиенических факультетов и факультетов педиатрии, невозможно измерить. Его последствия будут ощущаться десятки лет даже при условии исправления ситуации.
Напомним, что в 2007 году Министерство здравоохранения РК утвердило образовательную концепцию, согласно которой факультеты педиатрии закрывались. Это решение было принято на фоне роста детской смертности и острой нехватки педиатров. В частности, в 2007 году на 10 тысяч человек в среднем приходилось всего четыре педиатра. Специальность «педиатрия» сливалась с «общей практикой», что далеко не одно и то же.
Многие медики отчаянно сопротивлялись дикому новшеству. «Я против происходящего. Педиатрия – это самостоятельная наука, которая кардинально отличается от терапии», — заявляла директор Национального центра педиатрии и детской хирургии министерства здравоохранения РК Сауле Диканбаева.
«Я думаю, что ликвидация педиатрии повлечет за собой катастрофу. Было всего две страны в мире – СССР и Чехословакия, где педиатрия развивалась. И это было одно из величайших достижений социализма. Наши страны стремятся к западным стандартам медицины. Но на Западе больные едут к врачу, у которого качественная аппаратура, он самодостаточный человек, защищенный законодательством и обладающий возможностью постоянно повышать свою квалификацию. Таких врачей в бывшем СССР нет. Вот этот момент нужно учесть правительствам наших государств», — такое мнение высказывал известный в СНГ украинский детский врач Евгений Комаровский.
Под давлением общественности в 2016 году было заявлено о восстановлении факультетов педиатрии. «Медвузы перешли на новую модель подготовки кадров. Факультеты педиатрии были включены в общее меднаправление. Теперь, чтобы стать детским врачом, нужно закончить резидентуру. Поэтому выпускники не заинтересованы получать узкую специализацию. Согласно статданным, выпуск студентов по специальности «педиатрия» в 2012 году составлял 742 человека, в 2013 году – 423, в 2014 году – 7», – заявил тогдашний вице-премьер Имангали Тасмагамбетов.
По его данным, в Атырауской, Западно-Казахстанской, Павлодарской областях в 2015 году на десять тысяч человек сельского населения приходился только один педиатр. Тогдашний премьер-министр Бакытжан Сагинтаев дал поручение восстановить факультеты детских врачей. Однако положение в этой сфере не выправилось до сих пор.

Уберите «эффективных менеджеров»
Тяжелейшая обстановка сложилась и в сфере подготовки санитарных врачей, что крайне остро проявилось в пандемию. Внезапно вытолкнутые на первый план санитарники принимают ошибочные постановления, зачастую ведущие лишь к росту инфицирования. Но и в доковидные времена санитарный врач, скорее, ассоциировался с поборами в бизнес-среде. В частности, значительно увеличилось число массовых отравлений в общепите.
В августе 2020 года санэпидемиологи и члены объединения «Республиканская ассоциация санитарно-эпидемиологических аудиторов Казахстана» направили свои обращения едва назначенному министру здравоохранения Алексею Цою. Медики рассказали, как в результате пяти реформ была уничтожена некогда мощная служба санитарно-эпидемиологического контроля.
«Создалось катастрофическое положение в системе комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг из-за отсутствия квалифицированных специалистов санитарно-эпидемиологического профиля. Более 15 лет назад был ликвидирован единственный в стране санитарно-гигиенический факультет по подготовке специалистов по специальности «гигиена, санитария, эпидемиология», в результате чего в организациях СЭС образовался дефицит квалифицированных специалистов (более 500 человек)», — говорилось в обращении.
«Хуже того, с целью сохранения штатных единиц на местах вразрез кодексу «О здоровье народа и системе здравоохранения» на работу принимали непрофильных специалистов, таких как химики, физики, экологи, метрологи, медсестры, юристы, экономисты и иные», — добавили специалисты.
Из-за преступных действий «реорганизаторов», по мнению авторов обращения, «ход подготовки противоэпидемических мероприятий при пандемии коронавируса обнажил ряд проблем в системе здравоохранения страны. Например, лечебно-профилактические организации (ЛПО) не были готовы к приему больных КВИ, на местах отсутствовали средства индивидуальной защиты для медперсонала. В нерабочем состоянии находились системы приточно-вытяжной вентиляции, не были организованы потоки движения из «грязной» в «чистую» зоны для больных и медперсонала».
Авторы напомнили, что в ЦГКБ №12 Алматы было зарегистрировано более 800 внутрибольничных заражений медперсонала ковидом. По их словам, с 2015 года до настоящего времени официально санитарно-эпидемиологическая служба фактически не существовала. В результате бюрократической чехарды были утеряны ценнейшие кадры.
Кроме того, при реализации Государственной программы развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан» на 2016–2019 годы произошла ошибочная переориентация деятельности органов санитарно-эпидемиологического контроля – на службу общественного здоровья. «В последнее время в корне изменились цели, задачи и функции СЭС. Были закрыты санитарно-гигиенические факультеты в Карагандинском и Алматинском государственных медицинских вузах. Вместо них открыли факультеты «Медико-профилактическое дело» и «Общественное здравоохранение», указано в обращении. Выпускники этих факультетов, по мнению авторов, не могут стать щитом между населением и огромным спектром угроз, так как не имеют нужной подготовки.
Отметим, что с мая прошлого года главные санитарные врачи Казахстана наделены функциями и привилегиями, приравненными к специальным госорганам. По сути, они управляют повседневной жизнью миллионов казахстанцев, тогда как к их компетенции накопилось огромное множество вопросов. Фактически, считают специалисты, чрезмерное увлечение реформами вытолкнуло из отрасли профессиональных медиков, а на их место пришли «эффективные менеджеры».

Где учился министр Цой?
Официальная биография текущего главы Минздрава гласит, что в 2001 году он закончил Южно-Казахстанскую государственную медицинскую академию, что расположена в славном городе Шымкенте.
Репутация у этого учебного заведения весьма интересная. В 2008 году президент Нурсултан Назарбаев порекомендовал изменить статус Южно-Казахстанской государственной медицинской академии и заменить ректора. «Я специально наводил справки: по всей республике ваших выпускников не хотят брать на работу в медицинские учреждения из-за некомпетентности», — заявил президент, обращаясь к ректору ЮКГМА Орынбаю Даирбекову.
«Полностью задушена коррупцией ваша академия, так называемая. За деньги получают дипломы. Позор для академии! Академию надо вернуть на фармацевтику и заменить ректора!», — считал глава государства. Кто знал, что через много лет выпускник этой академии возглавит медицину Казахстана?
В своем тогдашнем разносе президент очень жестко высказался о проверке Генпрокуратуры учреждений здравоохранения. «Складывается впечатление, что сейчас сфера медицины охвачена финансовыми нарушениями и махинациями в сфере государственных закупок и другими нарушениями законности», — отметил глава государства.
Смертность по причине сердечно-сосудистых заболеваний остается в стране на первом месте, добавил он. При этом сорваны сроки создания современных кардиологических центров в ЮКО и Павлодаре. Остается проблемой смертность от травматизма, в том числе от травм, полученных в результате ДТП. Онкологические заболевания и туберкулез также уносят непозволительное для цивилизованного государства число граждан. Наблюдается высокий уровень материнской и младенческой смертности. К сожалению, критику президента можно повторить сегодня слово в слово.

Не хотят отвечать за свою работу
Можно насобирать десятки и сотни историй о неверных диагнозах, о смертях и инвалидностях из-за врачебных ошибок и даже о прямых убийствах детей. Тем не менее, многие в сфере медицины хотят вовсе освободить врачей от ответственности. На высоком уровне о декриминализации врачебных ошибок заговорил в 2018 году министр здравоохранения Елжан Биртанов.
Сейчас Минздрав разрабатывает законодательные поправки о декриминализации, сообщил министр. «Если мы будем идти только в плоскости уголовного наказания, то отток кадров и демотиватиция будут усиливаться. И в этой части я хотел бы просить у вас поддержки, – сказал Биртанов, обращаясь к депутатам Мажилиса.
Напомним, что через два года в разгар пандемии министр Биртанов насовершал такое количество врачебных и административных ошибок, что в отношении него ведется расследование.
В 2019 и 2020 годах призывы к декриминализации повторялись неоднократно. В основном поводом для них становился очередной скандал, где в результате непрофессионализма люди умирали или непоправимо лишались здоровья.
В 2019 году пресса цитировала депутат Мажилиса Магеррама Магеррамова, который считал, что врачи должны нести ответственность. «Сейчас люди как-то странно воспринимают гуманизацию и либерализацию законодательства. Они считают, что теперь все должны уйти от ответственности. А ведь речь идет о жизни и здоровье людей. Работу с кадрами, конечно, нужно проводить. И начать необходимо с медвузов. Надо выпускать настоящих врачей, которые когда-то были в советское время», — заявил депутат.
По его словам, как минимум в четырех регионах страны должны быть медицинские вузы с полностью бесплатным обучением. Например, в Алматы, Актобе, Семее и Караганде, где база еще позволяет возродить настоящий университет, дать студентам возможность работать в лабораториях, оснащенных по последнему слову техники.
«Невозможно забыть историю с заражением в Шымкенте детей ВИЧ-инфекцией. В 2018 году женщина попала в столичную больницу с аллергией, а оттуда ее увезли хоронить.
И если дать послабления, халатные медики будут просто говорить: «знаете, организм у них слабый оказался». И все списывать на особенности организма. Прежде чем требовать декриминализации статьи о врачебных ошибках, пусть приведут хотя бы один пример незаконного приговора», — пояснил депутат.

Начать с медвузов – и закончить
С предложением депутата создать современные и бесплатные медвузы согласились бы все, разумеется, кроме тех, кто откровенно наживается на фактически липовых дипломах. Зачастую передача важнейших образовательных учреждений в частные руки ведет к тотальному падению качества обучения. Сегодня же, отметим, уже приватизированы или находятся в стадии приватизации десятки научных и учебных медицинских институтов. Между тем, количество скандалов в этой сфере огромно.
Одним из первых частный Казахстанский медицинский институт создал отец Рахата Алиева – Мухтар Алиев, что воспринималось неоднозначно. Коммерциализация медвузов, как можно увидеть, не всегда идет на пользу отрасли.
В частности, в феврале 2021 года Казахский медицинский университет непрерывного обучения (КазМУНО) лишили лицензии. В министерстве науки и образования заявили, что еще в 2020 году были выявлены грубые нарушения в деятельности этого университета. Это необеспеченность учебного процесса в бакалавриате, магистратуре, докторантуре, резидентуре вуза требуемым профессорско-преподавательским составом, соответствующей материально-технической базой, несоответствие ряда иных важных показателей установленным минимальным нормам. Около 900 студентов, большинство из которых иностранцы, и 600 преподавателей оказались в подвешенном состоянии.
Преподаватели даже вышли на митинг, чтобы надавить на МОН. Но министерство образования и науки объявило, что будет закрывать вузы, которые дают некачественное образование.
В 2019 году разгорелся скандал вокруг двух медицинских вузов в столице и Алматы. Десятки студентов пожаловались, что не могут поступить в резидентуру. Причем речь шла, как о платном, так и бесплатном обучении. Вместо этого молодым людям посоветовали ехать работать в аулы.
«Если вы интерн, закончили медицинский вуз, отучились за счет государства, то вы обязаны это отработать. Закон был принят 7 лет назад, когда вы поступали. Поэтому он вступил в действие только через 7 лет о том, что вы обязаны отработать 3 года по решению государства. Государство вас обучило, государство вас направляет на работу туда, куда государству нужно. Туда, где нужны люди. Это раз. Поэтому незнание этого закона не освобождает вас от ответственности и отработки», — так объяснил ситуацию тогдашний министр здравоохранения РК Елжан Биртанов.
Сами же выпускники утверждали, что их якобы поздно предупредили о поправках в закон, и они не знали о том, что придется отрабатывать гранты. Эта ситуация показывает, насколько хаотичны процессы в сфере медицинского образования. В том же 2019 году беспорядки в медвузе втянули нашу страну в международный скандал. Почти восьмидесяти индийским студентам медицинского вуза Семея выдали дипломы с ошибками. Их свидетельства об образовании не признали на родине, и выпускники не могли устроиться на работу. Иностранные студенты обратились в Генеральную прокуратуру, а партия «Нур Отан» решила объявить ректору НАО Медицинский университет Ерсину Жунусову выговор.
А в 2018 году разгорелся прямо-таки эпохальный скандал в Медицинском университете «Астана». Там исключили более 100 студентов, использовавших поддельные сертификаты IELTS при поступлении в магистратуру, резидентуру и докторантуру. Отчисленных студентов обязали вернуть средства за обучение, а дело вновь дошло до правоохранительных органов.
В целом многочисленные реформы в системе медицинского образования, считают специалисты, внесли лишь хаос, сломав то, что работало, и не создав ничего нового – только систему выбивания денег. В частности, в медицинском образовании Казахстана наблюдается серьезный дисбаланс уровней, сегодня их около восьми. Это не соответствует требованиям Болонского процесса и приводит к разрыву с мировыми стандартами. Выпускники вузов испытывают серьезные проблемы с трудоустройством.
Другая причина снижения уровня подготовки медицинских кадров – слабая и практически не обновлявшаяся материально-техническая база медицинских организаций образования. Без лабораторий, современной аппаратуры, наглядных пособий и доступа к последним научным разработкам выпускать высококлассных специалистов невозможно. В итоге из коррумпированной и непрофессиональной учебной среды вчерашние студенты попадают в еще более коррумпированную и зачастую озабоченную чем угодно, но не лечением пациентов рабочую среду. Таковы последствия неумных реформ и деятельности «эффективных менеджеров» в сфере, где авантюризму не место.

По сообщению сайта Nomad.su

Тэги новости: Здоровье Бахытжан Сагинтаев Нурсултан Назарбаев
Поделитесь новостью с друзьями