Новости в социальных сетях

Подпишитесь на нашу группу и читайте анонсы самых интересных новостей в любимой соцальной сети

ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter

Воспламенившаяся готика // Сгорел собор Парижской Богоматери

Дата: 16 апреля 2019 в 02:18

Воспламенившаяся готика // Сгорел собор Парижской Богоматери

В первый день Страстной недели по григорианскому календарю катастрофически пострадал от пожара один из самых известных христианских храмов мира — готический собор Парижской Богоматери. За два часа пламя, предположительно вспыхнувшее на лесах реставраторов, уничтожило готический шпиль и обрушило крышу. Мировые лидеры, комментируя уничтожение одного из национальных символов Франции, продемонстрировали единение, которое в последние годы возникает, пожалуй, лишь после крупнейших терактов.

В понедельник вечером в центре Парижа, на берегах Сены, собралась многотысячная толпа. Люди издалека наблюдали, как полыхает собор Парижской Богоматери. Всех верующих и туристов из храма удалось вывести — но использовать пожарные вертолеты и водометы, когда вокруг столько людей, к тому же учитывая хрупкость конструкций, было опасно, и культовое сооружение медленно разрушалось на глазах у публики.

«Мои мысли со всеми католиками и со всеми французами. Как и мои соотечественники, с горечью наблюдаю, как горит часть нас самих»,— заявил прибывший на место трагедии президент Франции Эмманюэль Макрон.

Первые сообщения в соцсетях с фотографиями и видео задымления над собором появились около семи часов вечера по местному времени — предположительно, пламя занялось на строительных лесах, которые окружали собор на время реставрационных работ. С них огонь перекинулся на крышу, шпиль и левую башню. Обрушилась крыша и шпиль. При этом позднее представитель собора Андре Фино отметил: «Все священные предметы находятся в ризнице, им ничего не угрожает».

По предварительным данным, здание не было оборудовано системой пожаротушения. Стремительному распространению огня по деревянным конструкциям способствовала мощная тяга, образовавшаяся в результате того, что из некоторых окон собора на время реконструкции были убраны витражи. К тому же у парижских спасателей явно оказалось недостаточно сил и средств для тушения столь масштабного пожара.

После их обрушения внутрь здания возникла угроза разрушения стен, которые поддерживались металлическими конструкциями. Дело в том, что конструкции были установлены не только снаружи, но и внутри здания, а от высокой температуры они вполне могли деформироваться и развалиться. В России к тушению подобных пожаров обычно привлекают авиацию — прежде всего вертолеты, оборудованные системой Bambi Bucket — для забора и сброса воды. В Париже они не применялись. Представители пожарной службы утверждали, что не использовали спецтехнику, опасаясь разрушения здания.

Он был заложен в 1163 году на месте более скромного по размерам романского храма и был призван свидетельствовать о французской столице как об одном из центров западного христианства. Строительство продолжалось вплоть до XIV века. Церковь, несмотря на все утраты и переделки, всегда воспринималась как драгоценнейший памятник и средневековой архитектуры, и западнохристианской традиции.

Шпиль над трансептом (поперечным нефом) собора первоначально был сооружен во времена расцвета французской готики — в XIII столетии (вероятно, в 1220-е годы). Это один из первых шпилей в истории великих соборов Европы, который был призван отражать главную идею готической храмовой архитектуры, пламенное стремление ввысь. На протяжении столетий хрупкая деревянная конструкция шпиля не только обветшала, но и серьезно пострадала от ветра и стихийных бедствий. В 1786 году специально назначенная комиссия, оценив физическое состояние накренившегося к тому времени шпиля, приняла решение о его демонтаже в целях всеобщей безопасности. После этого шпиль был разобран. Во второй трети XIX столетия общественное желание восстановить первоначальный готический облик храма становилось все более очевидным — особенно после того, как в 1831 году вышел роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». В 1844 году за реконструкцию взялись архитекторы Эжен Виолле-ле-Дюк и Жан-Батист-Антуан Лассю. Работы по реконструкции продолжались четверть века. В результате появились, например, взамен утраченных, многие статуи горгулий и химер, украшающие фасад статуи и рельефы, стилизованные под манеру авторов высокой готики, а также новый шпиль — выдержанный в формах готической архитектуры, но более высокий, чем прежний, уничтоженный в XVIII веке.

По замыслу Виолле-ле-Дюка, шпиль был окружен бронзовыми статуями двенадцати апостолов, причем один из них, святой Фома, своими чертами напоминал самого архитектора. В 1935 году в венчающего шпиль металлического петуха были помещены христианские реликвии — частицы мощей предполагаемого первого епископа Парижа святого Дионисия, покровительницы Парижа святой Женевьевы (Геновефы) и частица Тернового венца.

Первым из мировых лидеров отреагировал президент США Дональд Трамп. «Ужасно наблюдать за сильным пожаром в соборе Парижской Богоматери. Вероятно, можно использовать пожарную авиацию. Необходимо действовать быстро!» — написал он в Twitter. Другие политики от советов воздержались. «Нотр-Дам принадлежит всем нам. Мы теряем сокровище, страницу мировой культуры»,— заявил президент Эквадора Ленин Морено. «Душераздирающие сцены. Лондон всегда вместе с Парижем и в скорби, и в дружбе»,— отметил мэр Лондона Садик Хан. Представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт назвал собор «символом Франции и европейской культуры».

Собор Парижской богоматери — главный, но не единственный из великих готических храмов в Европе, пострадавший за последние десятилетия. Базилику Святого Франциска в итальянском Ассизи после землетрясения 1997 года удалось восстановить так, что современные туристы даже не думают об этой катастрофе. Но позволит ли масштаб разрушений сделать это и французским реставраторам, можно будет сказать только после ликвидации пожара.

Галина Дудина, Сергей Ходнев, Павел Тарасенко, Николай Сергеев

По сообщению сайта Коммерсантъ

Поделитесь новостью с друзьями