Один народ, одна история, одни памятники

Дата: 15 августа 2018 в 11:56 Категория: Общество

По сообщению сайта Информационный портал «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

В начале августа в киевском парке «Муромец» (бывший парк Дружбы народов) мэр столицы Украины Виталий Кличко к удивлению многих в России открыл памятник богатырю Илье Муромцу. 11-метровый монумент представляет собой установленную на гранитном постаменте скульптуру. Памятник красивый. Изготовлен из бронзы. Авторство принадлежит скульптору Владимиру Журавлю, а позировал ему обладатель титула «Самый сильный человек мира» Василий Вирастюк. Что стоит за открытием этого памятника в Киеве и как нам сегодня воспринимать данное событие? Конечно же, открытие этого величественного памятника подали под антироссийским соусом. Оказывается, «Илья Муромец родился под Черниговом, — сказал Кличко. — Он служил в дружине князя Владимира, защищал город Киев, похоронен в Киево-Печерской лавре. Это наш богатырь, это наша история, которую у нас пытаются украсть. Поэтому Муромец будет стоять здесь, на историческом месте, где некогда находилась богатырская застава». А история эта началась еще в начале 2017 года, когда чиновники Министерства обороны Украины изменили в Википедии место рождения Ильи Муромца с российской деревни Карачарово во Владимирской области на город Моровск (Моровийск) под Черниговом, который в древности назывался Муромском (подобная информация содержится на странице о богатыре и сегодня). Давайте для начала разберемся с тем, кто же был такой Илья Муромец?

Из Мурома в Киев

Как известно, Илья Муромец — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина. Согласно легенде, крестьянский сын и оберегатель русской земли от врагов, параличный до 33 лет, получает силу, борется с Соловьем-разбойником, идолищем поганым, и, наконец, окаменевает.  Впервые появляется в письменных источниках в XVI веке у Ф. С. Кмиты-Чернобыльского как Илья Муравленин, у Эриха Лясоты — как исполин Илья Моровлин в Софийском соборе Киева, в некоторых былинах XVII века — как Илья Мурович или Илья Муровец. Некоторыми исследователями отождествляется со святым Илией Печерским Чеботком, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре. Кстати, наши предки XVI — начала XIX века даже не сомневались в том, что Илья Муромец — реальная историческая личность, воин, служивший Киевскому князю. Так откуда же он родом? Вспомним привычный зачин былинных сказаний, где Илья выезжает «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова». Казалось бы, не остаётся места для сомнений в том, что он происходит из древнерусского города Мурома (ныне российского), где неподалеку от него до сих пор существует старинное село Карачарово.  Но сомнения в происхождении былинного героя возникали  не только у нынешних украинских русофобов. Возникали они и в прошлом веке. Известного богатыря пытаются связать с Черниговщиной, где есть города Моровийск и Карачев и где так же бытуют предания об Илье Муромце.  Но если обратиться к обычной географической карте, то видно, что эти два города разделяют сотни километров, и говорить о «Моровийском городе Карачеве» абсурдно. Между тем, нельзя не заметить, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая «дорожка прямоезжая», которой ехал богатырь из родного Мурома в Киев «через те леса Брынские, через речку Смородинную», через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева.  То есть, нет никакого противоречия между классическими былинами и карачевскими преданиями. Нелишне также заметить, что древний город Муром довольно долго входил в состав Черниговского княжества. Приурочение имени былинного героя к российскому городу Мурому вполне соответствует и эпической, и исторической действительности. Муром и Муромское княжество были довольно значимыми как во времена Киевской, Владимиро-Суздальской, так и во времена Московской Руси, чтобы стать родиной Ильи Муромца. Как мы уже сказали, некоторые из историков считают, что преподобный Илия и былинный богатырь Илия Муромец — одно и то же лицо. О преподобном Илие известно, что он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви — три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII — XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения. Преподобный Илия Муромец, Печерский, в Ближних пещерах, был родом из Мурома, подвизался в Киево-Печерской обители и скончался около 1188 года. Любопытно, но еще в 1701 году посетивший катакомбы Киево-Печерской лавры странствующий священник Иван Лукьянов отмечал: «…видел храброго воина Илью Муромца в нетлении под покрывалом златым, рука у него левая пробита копием». Другую рану на груди паломник не мог видеть из-за золоченого покрывала. Современные медэксперты датировали останки святого с честью павшего в бою ратника XII веком, и по версии Сергея Хведчени временной период жизни Ильи Муромца с 1148 по 1203 годы.

Нить разорвать не удалось

О памятнике Илье Муромцу (и других общих памятниках) мы в этой статье еще расскажем. А здесь хотелось бы поговорить о том, что сегодня, похоже, последней официально не запрещенной на Украине «общественной организацией», объединяющей Россию, Украину и Белоруссию, является Православная Церковь Московского Патриархата. В России она называется Русская Православная Церковь, в Белоруссии — Белорусская, на Украине — Украинская. Но объединяет три эти Церкви — Московский Патриархат.  И понятно, что националистически и антироссийски настроенные власти Украины (захватившие ее во время «евромайдана» в 2014 году) желают эту последнюю связующую нить разорвать.  Как они ее могут разорвать? Запретить Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП) они не могут. Во-первых, Европа не поймёт, а во-вторых, число приходов УПЦ МП на Украине оценивается в 11 000. И в них ходят практически 40 процентов украинцев, назвавших себя православными в 2016 году.  Но, как вы уже, наверное, знаете, существуют на Украине и раскольники. Это самопровозглашенная Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). В 1991 году киевский митрополит Филарет Денисюк (ныне лжепатриарх УПЦ КП), возглавлявший УПЦ, начал настойчиво добиваться автокефалии, т.е. независимости (прошение об автокефалии было подано в Москву третьего ноября 1991 г.). В итоге разгоревшегося конфликта седьмого апреля 1992  г. перестал подчиняться Московскому Патриархату, а позже был предан анафеме.  По состоянию на первое января 2010 года, согласно данным, обнародованным Государственным комитетом Украины по делам национальностей и религий, УПЦ КП имела 4 281 приход, объединенный в 32 епархии. Наибольшее количество приходов на западе Украины — в Ивано-Франковской, Львовской, Тернопольской и Волынской областях, — а также в Киевской и Черкасской областях. Но ни в одной области Украины (кроме Ивано-Франковской, Львовской и Тернопольской) Киевский Патриархат не являлся доминирующей конфессией по количеству приходов. Про связующую Россию и Украину нить мы уже рассказали. Так как же нынешние власти Украины могут ее разорвать? Попытка была предпринята Петром Порошенко не так давно. Он обратился к Константинопольскому Патриарху Варфоломею с просьбой о «томосе» (от греч. «делить», «резать»). Если сказать проще — о предоставлении УПЦ КП автокефалии. Это такой статус поместной церкви, предполагающий ее административную независимость от других поместных церквей. Автокефальная церковь возглавляется патриархом, архиепископом или митрополитом. В нашем случае Украинская ПЦ должна была стать независимой от Московского Патриархата. Ведь УПЦ КП — не признается мировым Православием как церковь каноническая. Она пребывает в расколе. Дарование автокефалии  означало бы, что мировое Православие признало раскольников каноничными.  Операция по разделу провалилась. В конце июля стало известно, что Порошенко уволил замглавы администрации президента Украины Ростислава Павленко. Как рассказывал сайт «Страна.UA», именно Павленко являлся на Банковой куратором идеи предоставления автокефалии Украине. С подачи Павленко Петр Порошенко озвучил получение Томоса до дня Крещения Руси. Как рассказали на Банковой, фактически Павленко президента очень крупно подставил. «Изначально было понятно, что столь сложный вопрос, с учетом колоссального сопротивления Москвы и РПЦ, не может быть решен в течение нескольких месяцев в такой консервативной структуре как Церковь, — сказал «Стране» источник на Банковой. — Но в окружении президента была группа людей во главе с Ростиславом Павленко, которые решили подарить Порошенко «вундерваффе» (чудо-оружие. — Прим.Ред.) для победы на выборах. Они его убедили, что можно быстро договориться со Вселенским патриархатом об автокефалии и подать это избирателю как колоссальную победу. Именно на основе их информации Порошенко и озвучивал ориентиры по Томосу к Дню Крещения Руси. Но реальность вышла совсем другой. Получается, Павленко и Ко просто подставили президента». Памятники помнят все Мы неспроста выше рассказали о попытках украинских националистов разорвать последнюю связь Украины с Россией. Ведь разорвать ее невозможно. И установка в Киеве памятника Илье Муромцу ярко об этом свидетельствует. Пусть открытие самого памятника подано на Украине под антироссийским соусом. Но ведь могли же памятник открыть кому угодно. А открыли нашему общему российско-украинскому святому. То есть именно тому человеку, который своей жизнью объединяет наши ныне разделенные земли. Родом из Мурома, служил киевскому князю, покоится в Киеве.  Есть мнение, что на Украине и во власти до сих пор есть здравомыслящие люди, которые не желают полного разрыва с Россией. Они-то и инициировали установку памятника нашему общему святому. Пусть и подали это под националистическим и антироссийским видом. Кстати, подобное уже «проворачивали» и в формально атеистическом СССР, где было запрещено издавать Библию. Но ее издавали, только хитро. Писали атеистическое предисловие и комментарии и печатали текст Священного Писания. Но верующие такие книги приобретали. Просто вырывали оттуда ненужные страницы с атеистическим агитпропом. Да, на Украине снесли много памятников, относившихся к советской эпохе. Но ведь времена СССР — это только 70 лет нашей общей истории с Украиной. Другие памятники общим святым, князьям и поэтам остались. Просто наши народы по-настоящему братские. И, несмотря уже на украинский агитпроп, являются частью нашей общей истории, спорить с которой просто бессмысленно. Многие узнают с удивлением, что на Украине есть и памятник нашему святому благоверному князю Александру Невскому. Установлен памятник в 2004 году в Харькове в дни празднования 350-летия города. Ведь святой был не только князем новгородским и великим князем владимирским, но и великим князем киевским в 1249—1263 годах. Трехметровая бронзовая фигура Алекандра Невского располагается на четырехметровом постаменте, облицованном гранитом. Полководец запечатлен шагающим, в кованой кольчуге и с оружием в руках.

По словам автора памятника 

С. Гурбанова, Невский выглядел именно так в тот момент, когда произносил слова «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Хотя эта фраза и была придумана писателем Петром Павленко для фильма «Александр Невский». А в ноябре 2016 года уже в Москве был открыт памятник крестителю Руси — святому князю Владимиру. Это монументальное сооружение, установленное на Боровицкой площади в Москве по инициативе Российского военно-исторического общества и правительства города. О планах установить в Москве ко Дню народного единства четвёртого ноября 2015 года памятник князю Владимиру Святославичу, приуроченный к тысячелетию со дня его кончины, стало известно в начале 2015 года. 11 февраля 2015 года Российское военно-историческое общество обнародовало информацию о том, что оно провело конкурс, на который было представлено 10 проектов — комиссия во главе с епископом Тихоном (Зайцевым) тайным голосованием остановила свой выбор на одном из двух проектов мастерской народного художника РФ Салавата Щербакова (архитектор Василий Данилов). Церемония открытия монумента состоялась в День народного единства четвёртого ноября 2016 года. На церемонии присутствовали Президент Российской Федерации Владимир Путин, Председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев, министр культуры Владимир Мединский, мэр Москвы Сергей Собянин, члены правительства, депутаты, представители общественных организаций, деятели науки, культуры и искусства. Памятник освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 28 июля 2018 года, в день празднования 1030-летия Крещения Руси, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавили молебное пение у памятника святому.  «Сегодня мы собрались у памятника Крестителю Руси, чтобы вспомнить о событии более чем 1000-летней давности, о событии, которое предопределило дальнейший ход истории славянских народов. Сегодня мы чествуем и самого виновника торжества — равноапостольного князя Владимира, мировоззренческий выбор которого навсегда изменил облик не только славянской, но и всей христианской цивилизации. Читая и перечитывая житие святого князя, не перестаешь удивляться тому, сколь премудрыми были пути Бога, приведшие его ко спасению. Что бы мы сказали о человеке, который отбирает у старшего брата невесту, коварно убивает его и родственников девушки, а затем насильно берет ее в жены? Что бы мы сказали о том, кто, будучи побежден похотью, приводит к себе замужних женщин и растлевает девиц? Наконец, что бы мы сказали о правителе, который ради успеха в сражении приказывает повсеместно приносить человеческие жертвы деревянным истуканам? Именно таким человеком был князь Владимир до своего крещения. И, вполне осознавая это, мы лучше начинаем понимать, как глубока и удивительна была происшедшая с ним впоследствии перемена. Некогда жестокий правитель стал жить в страхе Божием, имея мир и любовь с соседними князьями, раздавая обильную милостыню нищим, помогая больным и увечным. Мы читаем «Повесть временных лет» и словно не узнаем прежнего человека. Что же случилось? В чем причина столь разительной радикальной перемены не только мировоззрения, но и внутреннего состояния души? Летописец рассказывает о случае, когда один из дружинников князя, христианин по вере, отказался отдавать своего сына в жертву языческим богам. Стойкость и мужество людей, исповедовавших Христа и претерпевших за это мученическую кончину, безусловно, произвели на князя огромное впечатление. Он начинает размышлять о силе такой веры. Его сердце ищет правды. Он понимает, что язычество не может дать ответы на многие волнующие его вопросы, и обращается к духовному опыту других народов. Выслушав проповедников из разных стран, он останавливает свой выбор на восточном христианстве византийской традиции. Историки ищут политические подтексты в решении князя, которые он, будучи дальновидным государственным мужем, вероятно, не мог не учитывать. Но главное все же не это. Главное — это осознанный выбор Христа. Сердце князя откликнулось на благую весть, он действительно захотел жить по Евангелию, он на себе захотел испытать, что означает этот нравственный христианский идеал» — сказал Патриарх Кирилл.  В день 1030-летия крещения Руси на Украине состоялся Крестный ход Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, который собрал 250 000 человек. 

Еще больше памятников!

Но есть памятники, взаимопронизывающие российско-украинскую историю не только святым. Например, в 2015 году в Новосибирске был открыт памятник украинскому (и российскому) писателю Тарасу Григорьевичу Шевченко.  Памятник представляет собой гранитный постамент высотой в два с половиной метра, на котором установлен бронзовый бюст Тараса Шевченко, который левой рукой держит книгу, а ладонь его правой руки лежит на груди в области сердца. За памятником посадили отросток шевченковской вербы, которую поэт посадил, когда был в ссылке на полуострове Мангышлак в Казахстане. Рядом с памятником Тарасу Шевченко на вертикальной гранитной плите приведена цитата на украинском языке: «Обнимемся же, братья мои. Молю вас, умоляю». Председатель украинской национально-культурной автономии Новосибирска на церемонии открытия сообщил: «Памятник посвящен 200-летию со дня рождения Тараса Григорьевича Шевченко, которое праздновали девятого марта 2014 года. Значение Тараса Шевченко для любого украинца сродни значению Александра Пушкина для россиянина. По статистике каждый третий житель Новосибирской области имеет украинские корни. Это носители украинской культуры и потребители этой культуры. Украинская и российская культуры очень близки. Это останется для наших детей, внуков и всех горожан». Министр культуры Новосибирской области на церемонии открытия произнес следующую речь: «Полагаю, что новосибирцы могут гордиться тем, что мы открываем этот памятник, что показываем пример, как нужно строить межнациональные и международные отношения. Это пример, как нужно любить свою страну и культуру. В том числе благодаря этому памятнику наши дети и внуки будут петь украинские песни и читать стихи Тараса Шевченко». А знаете, сколько стоит памятников нашему поэту Александру Сергеевичу Пушкину на Украине? 56! В одном только Киеве их аж целых четыре.  Вот что писал кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Киевского музея А. С. Пушкина: «…Малороссией называют обширное пространство, соединенное с колоссом Россией и состоящее из губерний Черниговской, Киевской, Харьковской и Подольской. Климат там мягок, земля плодородна; страна в своей западной части покрыта лесом. На юге тянутся огромные равнины, пересекаемые широкими реками, где путешественник не встретит ни лесов, ни холмов. Славяне с незапамятных времен населяли эту обширную область; города Киев, Чернигов и Любеч не менее древни, чем Новгород Великий…» Таким определением начинается небольшая рукопись Пушкина «Очерк истории Украины», датируемая исследователями началом 1830-х гг. Этот текст появился примерно в то же время, когда его автор создавал научный труд «История Пугачева» и собирал материалы по так и не оконченной им «Истории Петра Великого», в которых украинские сюжеты также занимают определенное место. В художественных же произведениях поэта аналогичные темы появляются гораздо раньше, будучи органически связаны с периодом его пребывания в т.н. «южной ссылке» (1820-1824). Тогдашние впечатления от неоднократных поездок по Украине, знакомство с ее природой, городами, селами, людьми (от крупных помещиков и красавиц-дворянок до крестьян, базарных торговцев, бродячих кобзарей и других представителей социальных низов), дружба с некоторыми из наших земляков, а также интимные отношения с украинскими дамами нашли яркое отражение и в пушкинской лирике, и в эпистолярном наследии творца легендарной «Полтавы». Эта «украинская» поэма создана не только гениальным художником слова, но и подлинным историком, тщательно изучившим все доступные источники и выразившим объективное отношение к прототипам своих героев в статье «Возражения критикам Полтавы» и соответствующем разделе рукописи «Опровержение на критики». Эти и другие произведения, а также письма Пушкина ярко свидетельствуют не только об увлечении их автора сюжетами из украинской истории, но и о его интересе к украинскому языку и этнографии, в частности — чертам украинского национального характера». А сколько памятников Николаю Васильевичу Гоголю на Украине и в России? Наверное, не счесть. Также в двух наших странах есть и памятники Ярославу Мудрому — он был князь ростовский (987—1010), князь новгородский (1010—1034), великий князь киевский (1016—1018, 1019—1054). В Одессе стоит известный памятник императрице всероссийской Екатерине Великой. Ведь именно при ней произошло присоединение к России Крыма и бывшего порта Османской империи, который назывался Хаджибей. Ныне это город Одесса. И в России, и на Украине есть памятники Михаилу Афанасьевичу Булгакову, Лесе Украинке, Богдану Хмельницкому. И этот список можно продолжать и продолжать. Наша история и наша культура настолько переплетены, что мы поистине являемся не просто братским, но единым народом. А памятники хранят об этом память и по сей день. И делают это, несмотря на всю сложную политическую конъюнктуру. Политики пройдут, а общая история, общая вера, общие памятники — останутся.  

Подготовил 

Александр ОКОНИШНИКОВ,

«ЧЕСТНОЕ СЛОВО» 

 

Читайте также