«Окно в Европу»: все кино в одном кулаке

Дата: 12 августа 2018 в 22:28 Категория: Новости культуры

Как говорит президент кинофорума, известный киновед, заслуженный деятель искусств России Армен Медведев, нынешнее кинопространство России в последние годы очень скукожилось, т.к. фестивали перестали оправдывать своё предназначение и стали больше похожи на тусовку.

Он открыл эпоху. Фестиваль «Окно в Европу» посвящен Геннадию Шпаликову

В том-то и ценность фестиваля в Выборге, что участники форума изучают именно кино — игровое, неигровое, документальное, анимационные, проводят просветительскую работу и т.п

«Фестиваль „Окно в Европу« — самый масштабный. Здесь представлены все виды искусства. Все сразу, в одном кулаке, — говорит Леонид Павлючик, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков, член жюри кинокритиков фестиваля в Выборге. — Есть особая фишка на этом форуме:

акцент на совместных работах нашей страны с иностранными кинематографистами. Программа „Копродукция. Окно в мир« подтягивает в программу все фильмы, которые пытается делать Россия с другими странами. Это целина ещё непаханая. В западных странах едва ли не половина кинопотока делается путём копродукции. Так легче собираются деньги. Кино — занятие дорогое, бюджеты растут и продюсерам нескольких стран легче скинуться по копеечке, чем внимать всю сумму из одного кармана. К тому же это обеспечивает прокат сразу во всех странах-производителях. У нас это пока единичные явления. Мы ведь находимся не только в политической изоляции. Нынешняя ситуация создаёт и изоляцию культурную. Поэтому попытки делать совместное кино надо приветствовать. Очень похвально, что на фестивале в Выборге насобирали 9 картин — и игровых, и документальных, и анимационных».

Что же касается основной программы, то большие ожидания были связаны с фильмом Велединского «В Кейптаунском порту», которой фестиваль открылся Имя режиссера вызывает большой интерес — после картины «Географ глобус пропил» Велединского узнали все. Более того, эта лента в своё время понравилась всем — и жюри «Ники», и знатокам, и публике, и критике, что редко бывает. Поэтому «В Кейптаунском порту» ждали.

Занимательна и замечательна сама история картины. Сценарий был написан 20 лет назад, в основу положена реальная история, произошедшая с отцом режиссера. И все эти годы Велединский не мог найти финансирование. Но 3 года назад все сбылось. По частям, по крохам фильм был снят. Результат получился противоречивый. Ожидания сбылись не во всем. Это высокобюджетный, но при этом артхаусный проект. С переусложненной структурой сюжета. Но фильм, как сказал Велединский перед показом, на фестивале показали в незаконченном варианте, что придаёт ленте ауру таинственности. В ноябре мы увидим окончательный вариант в кинотеатрах. Так что фестиваль стал для Велединского своеобразным тестом — он смотрел на реакцию публики.

На фестиваль традиционно приезжают мэтры кинематографии. Так, знаменитый мастер Карен Шахназаров представил форуму в программе «Выборгская премьера» картину режиссера Александра Аравина «Решение о ликвидации», продюсером которой Карен Георгиевич является. «Тем-табу в искусстве для меня нет, — говорит Шахназаров. — Вопрос лишь в том, как подать. Аравин, с моей точки зрения, выбрал нужную интонацию, говоря о подвиге спецслужб».

«Фестиваль „Окно в Европу« нравится тем, что он равен самому себе, — рассказал „АиФ« знаменитый мультипликатор Гарри Бардин, председатель жюри анимационного кино. — Он не пыжится, не пытается подражать Каннам. Он оценивает то, что снято в России. Все годы — а я часто бывал на этом фестивале — „Окно в Европу« именно этим и импонировал: он интеллигентный.

Я не поклонник коммерческой анимации. Поэтому очень рад, что на фестивале мы „жюрим« авторскую мультипликацию. Авторы интересно сегодня высказываются. Самое главное — мультипликация должна быть качественная. Это должно быть индивидуальным высказыванием режиссера.

Не на потребу, не во след коммерческому успеху своего или чужого фильма. Она должна быть высказыванием достаточно принципиальным. С позицией, с глубиной мысли. Я не думаю, что дети абсолютно пустоголовые и им нужно только то, что „прикольно«. Мультипликация не должна быть лишь для „ржаки«, хотя я сам люблю посмеяться. Анимация должна ещё и болевые точки общества обозначать. Главная тема моего анимационного фильма „Болеро«, который я представил на фестивале, — человек и власть. Я не согласен с тем, что сегодня происходит порой. Например, пытки в колониях строгого режима. Но общество молчит. А я молчать не хочу. На какой возраст мультфильм рассчитан? На любой разумный».

«Фишка» фестиваля «Окно в Европу» — оценки фильмам выставляет не только профессиональное жюри, но и кинокритики, и обычные зрители. Публика может загрузить на своих мобильных специальное приложение, в котором в течение короткого времени после показа картины может проголосовать. Как говорит «АиФ» Павлючик, это очень похвальное начинание — чем больше разных взглядов на картину, тем лучше: «Дело в том, что профессиональные режиссеры могут не так уж глубоко разбираться в кинотенденциях, — утверждает Павлючик. — Ведь режиссёр, делая картину, на два года выпадает из жизни. Когда ему смотреть чужое кино? А киновед темой киноисследования живет в постоянном режиме. Поэтому отлично, что в Выборге могут своё мнение высказать о лентах и критики, и обычные зрители».

По сообщению сайта Аргументы и Факты