Facebook | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Этнографы сообщили об изменении облика божеств народов Севера

Дата: 07 июня 2018 в 21:07 Категория: Общество

Современная культура оказала большое влияние на религиозные верования и обряды коренных народов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (хантов и манси), рассказал ТАСС изучающие их быт ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Аркадий Бауло.

По словам ученого, если еще в конце 1980-х годов домашним духам-покровителям ханты и манси шили одежду вручную, то в последние годы наряды для духов стали покупать.

«Порядка тридцати лет мы наблюдаем за святилищем около деревни Хулимсунт в Березовском районе Ханты-Мансийского округа-Югры. В 1989-м в амбарчике — месте, где размещаются божества, — сидят «отец», «сын» и «мать». У них на головах традиционные конусовидные шапочки, женщина в платке. В 2006 году они сидели уже в современных рубашках, а у главного духа на голове спортивная вязаная шапка с надписью BOSS — потому что он главный», — рассказал Бауло.

Исследователь отметил, что религиозная культура хантов и манси забывается, поскольку люди уезжают из традиционных поселков, и становится некому совершать обряды: в деревне Хурумпауль в том же Березовском районе еще в 1980-х годах было 15-20 домов и три святилища, сегодня жилыми остаются три дома, а святилища больше никто не посещает. Верования поддерживаются только там, где остаются большие коренные семьи: например, в деревне Хулимсунт. Селение выжило потому, что рядом построили крупную газокомпрессорную станцию, и были созданы рабочие места.

Отмечается, что ханты и манси верят, что раньше землю населяли богатыри, которые после смерти стали духами-покровителями. Военные отряды, осваивающие Север и Сибирь во время становления пантеона богов, стали для народов символом власти, поэтому, когда они делали их фигуры, облачали их в мундиры пехотинцев и чиновников. Этнографы также встречали фигуру духа-покровителя в женском облике с медалью «Материнская слава» на груди.

Больше важных новостей в Telegram-канале «Лента дня». Подписывайся!

По сообщению сайта Lenta.ru