Если ты толкинист — слушай, если нет — читай

Дата: 21 марта 2018 в 13:57

Если ты  толкинист — слушай, если нет — читай
В новосибирском арт-кафе «Агарта» прошла концертная версия ролевой рок-оперы «Финрод», основанной на произведениях Дж. Р. Р. Толкина. Перед искушенной публикой, хорошо разбирающейся в хитросплетениях сюжетов на тему Средиземья, выступил московский театр «Этериус» Призыв к сотворчеству уже заложен в самих  произведениях Толкина. В свое время английский писатель задал основу – — не исключено, что для того, чтобы ее дополняли подражатели или, как сегодня, спустя десятилетия, ролевики и авторы мюзиклов.  Рок-опера толкинистского характера вообще выросла из ролевых игр – — не секрет, что в Новосибирске есть как целое сообщество любителей разыгрывать Толкина, так и филологи, специализирующиеся на творчестве Джона Рональда Руэла. Театр «Этериус» не стал исключением: ролевые игры по Толкину в свое время дали пищу талантливому композитору и поэту Лоре Бочаровой, которая написала цикл песен о короле эльфов, оформившихся потихонечку в спектакль. Так и родилась рок-опера «Финрод». Соавторами Ларисы Владимировны выступили супруг Евгений Сусоров (написавший текст встречи Берена и Лучиэнь) и Лина Воробьева, автор трех номеров спектакля.  В Новосибирске артисты, хоть и одетые в соответствующие костюмы,  представили концертную версию. Полную  — в составе с музыкантами, фехтовальщиками и танцорами — возить на гастролях оказалось накладно. Для исполнения полной версии требуется десять вокалистов, к тому же по ходу включаются люди, у которых подчас не только по одной-две арии, а просто по эпизоду.  «У нашего театра была авантюрная «мушкетерская» затея: а давайте сядем сейчас на коней и поедем по городам показывать. В 2014 году это не очень удалось. И мы начали вывозить концертный вариант, чтобы проверить, как публика реагирует. До Урала мы прощупали публику и в этом году вывезли уже целый спектакль -– «Песнь о Довакине».  К этой осени я хочу три полноценные сценические версии наших спектаклей во-зить именно как спектакли. И Новосибирск в наших глазах хорошо себя зарекомендовал», —  рассказал корреспонденту газеты «Честное слово» художественный руководитель и актер театра «Этериус» Олег Маркелов. Надо заметить, Олега еще до начала концерта обступили поклонники и беседовали с худруком на такую общую и родную тему, как  творчество Толкина. Случается, что на концерты театра приходит весьма подготовленная публика -– одетая в соответствующие костюмы. Я лично заметила на нынешнем концерте только одного молодого человека с «эльфийской» прической. Как рассказал Олег, их театр раз в сезон проводит балы, где можно увидеть на посетителях и эльфийские уши, и костюмы орков. На балу даже работает специальный хореограф, который реконструирует танцы сказочных эльфов, адаптируя средневековые танцы под что-то в духе Толкина.  Как пояснил Олег, с профессионалами работать тяжело: они с трудом находят время для репетиций и их рабочий график подчас расписан на год. Выезжать приходится на крепких энтузиастах, которые и собираются на одном энтузиазме, и не забывают ничего. В результате «Этериус» сложился  в полноценный театр. К работе Олег привлекает даже академических музыкантов, топовых струнников из таких серьезных коллективов, как Российский национальный  оркестр М. Плетнева и Государственный академический симфонический оркестр. Соответственно, театр «Этериус» продолжает в столице осваивать крупные площадки, где можно было бы разыграть и сценический бои, и  посадить оркестр. Но возвращаясь конкретно к рок-опере «Финрод»: достаточно сложно, не зная всех перипетий — кто не ком женился, кто какие корабли сжег, кто за каким кольцом бежал и что такое сильмариллы, -– полностью проникнуться сюжетом. У оперы достаточно богатый глоссарий. Поэтому советуем потенциальным слушателям перечитать Толкина перед походом на «Финрода». Ну, на худой конец побеседовать в зрительном зале с адептом-соседом.  Если «Финрод» создан больше для любителей литературного Толкина, то, скажем, другая рок-опера того же «Этериуса» — «Песнь о Довакине» — создана на основе компьютерной игры «Скайрим» и рассчитана на геймеров. Несмотря на то, что эта опера нуждается в кое-каких комментариях, сюжет у нее достаточно ровный и понятный.  В третьем проекте «Этериуса» — рок-опере «Сон у Красной Горы» —  вообще не нужно разбираться в этом древнем мире и знать всю генеалогию героев – — это детище не для специалистов. Здесь сюжет таков: в Морровинде живут две расы эльфов, имеющих разногласия друг с другом. Но когда появляются полчища бородатых мужиков с топорами -– нордов из Скайрима, их разногласия заканчиваются: эльфы объединяются и выгоняют захватчиков.  Уместно в таком случае немного поведать и о «Финроде». Финрод вообще – — это прекрасный эльфийский король, который разлучен со своей возлюбленной и которому когда-то спас жизнь отец Берена. Финрод, в свой черед, погибает, спасая жизнь уже Берену, представителю человеческого рода. И как раз опера «Финрод» ставит перед выбором: идти ли за светом (за Беренем) или сидеть дома и ничего не делать. И Финрод, в общем-то заледеневший персонаж, начинает оттаивать под воздействием огня Берена.  В этом смысле можно сказать, что рок-опера на толкинистский сюжет не является простым набором фэнтезийных ситуаций, а дает почву для собственного роста, понимания и осознания личного выбора в жизни. Но чтобы все это понять, надо, повторюсь, ознакомиться прежде с литературным источником.

Яна ДОЛЯ, 

«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

 

По сообщению сайта Информационный портал «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»