Алматы Домбровского: как город ссылки стал для писателя вторым домом

Дата: 03 марта 2018 в 10:20 Категория: Новости культуры

Алматы Домбровского: как город ссылки стал для писателя вторым домом

АСТАНА, 3 мар — Sputnik. Алматы — второй дом писателя Юрия Домбровского и полноправный герой его романов. Сюда его сослали в 1933-м году, сюда же он возвращался после отсидок в лагерях — работал в музее, театре, газете и журнале, писал первые художественные и литературоведческие работы.

Страна не оставила его в покое. В 1978 году, после выхода за рубежом антитоталитарного романа «Факультет ненужных вещей», 68-летнего Домбровского избили в Центральном доме литераторов в Москве. Он скончался через два месяца после этого нападения.

© Sputnik / Александр ЛессЮрий Домбровский

Об Алматы «домбровской» и нынешней, о скромной писательской популярности рассказала корреспонденту Sputnik казахстанский филолог-литературовед Валерия Короткова.

Сосед-писатель

Хотите — верьте, хотите — нет, но в моей жизни было множество мистических совпадений, связанных с Домбровским. Кажется, он сопровождает меня по жизни.

Впервые я прочла два его главных романа, «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей», в 1989 году. Меня поразило, что действие в них происходит там же, где протекает моя жизнь.

Я с детства живу на улице Дзержинского. Здесь стоит бывшее здание НКВД, в котором происходит действие «Факультета». В этом «сером здании» в 70-80-ые, когда там уже было МВД, работала моя мама. Сосновый парк напротив — до сих пор мой второй дом, я часто гуляю там.

© Foto: Валерия КоротковаВид на «серое здание» НКВД из Соснового парка

По дороге в детский сад мы с мамой проходили мимо того места, где когда-то находилось общежитие. Там в 40-е жил Домбровский. Там его арестовали уже в последний раз, в 1949 году. 

© Foto: Валерия КоротковаДом с памятной табличкой

Студенткой я собирала яблоки рядом с шестой бригадой совхоза «Горный гигант», о котором рассказывается в «Хранителе древностей». Эти яблоневые сады уже вырубили, сейчас там — район, застроенный дорогими особняками.

© Sputnik / Когда возле Алматы начнут строить казахстанский аналог «Диснейленда«Я до сих пор поражаюсь, как часто жизнь сводила меня с людьми, прямо или косвенно связанными с моим любимым писателем. Например, пятнадцать лет я проработала в Университете международных отношений и мировых языков на одной кафедре с женщиной, муж которой в 49-м году донес на Домбровского в органы. А сосед моего тогдашнего руководителя был приятелем писателя.

Наконец, одно из моих мест работы находилось прямо по соседству с бывшей конспиративной квартирой НКВД. Туда героя романа «Хранитель древностей» Зыбина ночью привезли сотрудники спецслужбы. Сейчас там располагается санаторий МВД.

Домбровский описывает родные мне места, в которых я с детства и до сих пор существую. Поэтому меня давно уже не покидает ощущение, что его книги пришли ко мне не случайно, они будто дожидались меня.

Алматинские перемены

Город со времен Домбровского — 30-х и 40-х — стал абсолютно другим. Снесли очень много старых исторических зданий. Единственное, что меня еще радует — это наша улица. На ней есть один участок, который я называю «серый район»: там, кроме «серого здания» и Соснового парка, стоят три дома, где жили бывшие сотрудники НКВД. Каждый день я проезжаю мимо и думаю: «Господи, сколько же этот район еще простоит? Хватило бы его на мою жизнь».


© Foto: Валерия КоротковаСвятовознесенский Кафедральный собор. В советский период там был музей. В нем работал Ю. ДомбровскийСвято-Вознесенский кафедральный собор, в котором происходит большая часть действия романа «Хранитель древностей», слава Богу, все еще стоит. В 95-м году его передали Русской Православной Церкви, а до того с 30-х годов в нем располагался музей. Сейчас храм находится на реконструкции, но работает, там регулярно проходят службы.

Домбровский действительно любил это место. Главный герой двух его романов, «хранитель древностей», кажется, неотделим от своего кабинета на чердаке храма-музея. Писатель уделил в романе много внимания его строителю Андрею Зенкову. Он руководил строительством Свято-Вознесенского собора, который до сих пор называют чудом деревянной архитектуры.

В романе «Хранитель древностей» Домбровский с восхищением описывает красивые деревянные здания, якобы построенные по проектам Андрея Зенкова. Ирония судьбы в том, что на самом деле их архитектором был француз Поль Гурдэ. Он конфликтовал с отцом Зенкова, Павлом Михайловичем, об этом конфликте знал весь город. Впоследствии все здания, которые проектировал Гурдэ, почему-то приписали Зенкову. Об этом стали писать только в начале 2000-х. Во времена Домбровского об этом никто не знал.

В 1976 году Домбровский написал сценарий фильма «Шествие золотых зверей», где использовал некоторые мотивы из «Факультета». Разумеется, действие там происходит в Алматы и в его любимом соборе. Теперь этот фильм — редкая возможность вернуться в уютную атмосферу города конца 70-х.

Философия зла

Читателей и почитателей Домбровского в Алматы очень мало. Многие алматинцы, даже если читали романы, не знают, где находятся этот Сосновый парк и бывшее здание НКВД, и никогда там не бывали.

© Foto: Валерия КоротковаПлощадка в Сосновом парке, где происходит действие в последнем эпизоде «Факультета ненужных вещей»

Раньше в городе проводились экскурсии «Алма-Ата литературная», но тогда о Домбровском говорить было нельзя. Сейчас рассказывать о нем можно, но это интересно очень немногим.

© Sputnik. Болат ШайхиновО чем молчат стены АЛЖИРаДомбровский не стал популярным потому, что у него нет ничего «цепляющего» массового читателя: закрученного сюжета или описания ужасов лагерной жизни. В «Факультете ненужных вещей», например, сплошные диалоги и философия. А в «Хранителе древностей» за историческими экскурсами можно потерять сюжет. Домбровский — писатель элитарный, его больше любят интеллектуалы и ценители стиля, чем простые читатели.

Солженицына, Шаламова и Домбровского объединило лагерное прошлое, но они обращались к нему по-разному. Домбровского больше, чем быт лагерей, интересовала философия зла. Он хотел понять, почему все общество вдруг в какой-то момент сходит с ума, и одна его часть творит над другой произвол.

Культура против зомби

Домбровский всегда говорил, что хотел, и вел себя абсолютно свободно — до самого конца. Его даже отсидки ничему не научили. Наверное, когда человеку нечего терять, страх проходит. Тут показателен один пример.

© Sputnik / Новые хиты Шакена АймановаИз Озерлага Домбровский стал писать матери письма на латыни, которую выучил там же — с помощью солагерника. Начальник хотел заставить их перевести письма, но получил отказ и отправил несговорчивых зеков в карцер. Домбровский с товарищами подожгли этот карцер, находясь внутри него. Они чуть не погибли там, но карцер сгорел.

Главный посыл Домбровского — всем людям надо учиться думать своей головой. Какие-то силы всегда покушаются на самое главное в человеке: на его сознание. Единственное противоядие массовому зомбированию — это культура. 

Если бы можно было попасть в прошлое, я хотела бы пройтись с Юрием Осиповичем по старому уютному Алматы 30-х и 40-х годов. Я смогла бы спросить его обо всем, что осталось для меня непонятным в его романах и в его жизни.

По сообщению сайта Sputnik