Facebook | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Энергия — вещь реальная!

Дата: 27 декабря 2017 в 13:56

Энергия — вещь реальная!
Пермский режиссер Сергей Федотов, создатель и худрук первого в мире мистического театра («У Моста») осуществил в новосибирском театре «Старый дом» уже третью постановку. Федотова отличает то, что он умеет находить атмосферу того произведения, которое ставит. Во многом этому помогает особая техника работы с артистами Исключительность художественного метода Сергея Федотова строится, прежде всего, на сочетании школ Михаила Чехова и Ежи Гротовского – — системах, направленных на развитие психофизики актера, его способности работать с внутренней энергией. Для этого на репетициях режиссер использует интересные упражнения, как то: танец дервишей или гашение свечи не воздухом от руки, а энергией. Если артисту не удалось погасить свечу, значит, запаса энергии в нем пока маловато и он не готов на сто процентов вжиться в роль, включиться в зону общей вибрации.  Тушение свечи энергией дается не сразу – — тут целая наука: после взмаха руки палец направляется  прямо на фитилек и фиксируется. Когда артисту удается затушить пламя, другие ему аплодируют, а тот, расставив руки, ловит их энергию.  Другое упражнение — танец дервишей, заключающийся в том, чтобы вертеться вокруг своей оси, с каждым разом увеличивая число оборотов. Это упражнение использовал еще Чехов. Танец дервишей дает  возможность человеку раскрепоститься и поймать прямой контакт с космосом, в практическом смысле -– позволяет одновременно и видеть партнеров и пространство, и слышать музыку. Вестибулярный аппарат режиссера позволяет ему крутиться аж 1000 раз на протяжении 24 минут!  Федотов не просто режиссер, но и педагог. Искренне считает себя гениальным актером, и профессия режиссера позволяет ему как раз играть разные роли, ведь артистам все приходится показывать самому. «Поэтому я могу требовать с актера  — потому что я через себя это электричество пропустил, меня перевернуло, меня прожгло – — как великие ученые, которые, чтобы вылечить, скажем, тиф, впрыскивали себе лекарства. Вот и я впрыскиваю в себя разные энергии, пропускаю их и показываю  актерам, каким должен быть результат», — поведал режиссер. Еще один федотовский прием – — неожиданная смена музыкальных тем прямо во время спектаклей! Пока артисты пребывают на сцене, режиссер находится в рубке и дает прямо оттуда им новые задания -– с помощью музыки впрыскивает в них новые лучи. «Великий режиссер Юрий Петрович Любимов всегда все спектакли вел с фонариком. Он стоял в конце зала  и мигал актерам. Если мигал медленно, то они понимали, что и играть  нужно  медленней. Побыстрее -– соответственно наоборот. А я это делаю музыкой – — я работаю дирижером своего спектакля», — рассказал Сергей Павлович.  Режиссер также не стремится фиксировать рисунок сцены -– его актеры всегда существуют в состоянии импровизации. Скажем, Халида Иванова совсем иначе сыграла сцену с проклятием Иудушки, нежели это сделала Вера Сергеева.  Режиссер  наделяет свои спектакли такой мощной энергетикой, что энергия спектакля не теряется даже при убирании какого-то фрагмента изнутри. Поэтому его творения так долго живут на сцене, поэтому так легко осуществляется ввод новых актеров в них по истечении времени. Сами артисты подтверждают, что после занятий с Федотовым они начинают по-другому играть.  Федотов убежден, что энергия – — вещь реальная. В подтверждение прикрепил перед журналистами вилку на лоб, да еще начал отодвигать ее от носа. Тот же «фокус» может проделать не только с металлом, но и с керамикой и со стеклом – — фужер не только удержал, но еще в него и монетки складывал.  Энергия нужна актерам, чтобы излучать, транслировать ее в зал, на зрителей. Кстати артисты, по словам режиссера, всегда замечают и чувствуют настроение зала и моменты, когда теряется его внимание.  Упражнения Федотова не являются чем-то обособленным -– скажем, на репетиции «Господ Головлевых» они были связаны с той энергетикой, которая есть у Салтыкова-Щедрина. В федотовской версии умершие обитатели Головлево сосуществуют вместе с живыми людьми в виде призраков. Соответственно, на репетиции, чтобы создать атмосферу страха, артисты-«призраки» с ужасающим голосом сжимали над живым персонажем кольцо и топали. Подобный этюд, конечно, отсутствует в самом спектакле – — он лишь является способом вхождения актеров в «другое измерение».   Для Федотова каждый спектакль -– магический. Мистическое он усмотрел даже в пьесе Горького «На дне». Что же до спектакля «Господа Головлевы», то, чтобы зритель полностью погрузился в Салтыкова-Щедрина, режиссер вместе с художником Алексеем Лобановым  создал на сцене «Старого дома» особую среду: усадьбу именно такой, какой она описана у писателя, с соответствующими эпохе костюмами -– Федотов  не ставит классику в постмодерне, и если делает Гоголя, то и удивлять собирается Гоголем, а не тем, чтобы вывести Хлестакова гомосексуалистом или девицей.  В новом стародомовском спектакле «Господа Головлевы» часть действия происходит в темноте при свечах. Иудушка  (Анатолий Григорьев) так же, как и описано у С.-Щедрина, складывает и воздевает ручки, выглядит, говорит и играет этого коварного персонажа так, что лучше и представить невозможно.  В ходе репетиционного процесса артисты каждый день ели зеленый лук, черный хлеб, пили квас, чтобы зарядиться атмосферой. А вот жареные пиявки уже помогли открыть не только в пище, но и в себе что-то новое.  Федотовым все делается для того, чтобы  взять с собой зрителей в путешествие на «машине времени». Все тот же Михаил Чехов говорил, что  спектакль без атмосферы — все равно, что человек без души. И атмосфера – — это не свет или звук, а именно энергетика.   Надеемся, что спектакль «Господа Головлевы» приживется на сцене «Старого дома»: зритель любит  классику. Кстати, расположение новосибирского театра у реки Обь и у моста напоминает Федотову родной пермский театр «У Моста», который также находится у реки -– у Камы. И многое режиссер наверняка черпает не только от космоса, но и от водной стихии. 

Яна ДОЛЯ, 

«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

 

По сообщению сайта Информационный портал «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»