Китай и «восточные варвары»

Дата: 04 декабря 2017 в 10:33

Андрей Аганин, zavtra.ru/blogs, 3 декабря

1. Конечно, Государство Ци (Княжество в период 1046 – 323 годов до н.э., Царство в 323 – 221 годов до н.э.) нельзя оставить без какого-то значимого внимания. Дело в том, что история Китая чрезвычайно долга и дает массу примеров тех или иных государственных образований и племенных союзов, описываемых как часть истории Китая, хотя, как правило, изначально не являвшихся китайско-ханьскими и тем более не имеющих отношение к хуася, но включенных в орбиту интересов тех или других. Большинство этнических общностей этих государственных образований и племенных союзов не прибегали к мифическому китайскому узелковому письмуцзешэн (結繩/结绳), не пользовались архаической письменностью цзягувэнь (甲骨文), ранней доклассической письменностью цзиньвэнь (金文) или поздней доклассической письменностью, не говорили на древнекитайском языке (上古漢語, шангуханьюй) и не имели отношение к древнекитайским религиозным представлениям и философиям.
2. Древнекитайский язык – нормативный традиционный китайский литературный язык, начавший формироваться с XIV века до н.э. в долине реки Хуанхэ и, позднее, на более обширной территории Великой китайской равнины.
В своей письменной форме древнекитайский язык стал общим литературным койне для всей Восточной Азии (Япония, Корея, Вьетнам) и выполнял эту функцию вплоть до 1919 года, когда в результате Движения 4 мая в Китае официальным письменным языком был объявлен байхуа («понятный язык»), начавший формироваться на основе живых диалектов Северного Китая еще в период Шести династий (420 – 589 годы н.э.).
Различаются собственно древнекитайский язык (гувэнь古文, гудяньханьюй古典漢語) и классический/литературный китайский язык (вэньянь文言), который использовался вплоть до XX века.Центральным в истории древнекитайского языка считают период V – II веков до н. э., также именуемый классическим.
Древнекитайский язык относится к китайской ветви сино-тибетских языков. Не существует единого мнения относительно природы древнекитайского языка. Большинство исследователей считают, что он сформировался на основе живых доциньских диалектов (или даже разных языков) и отражает разговорный язык эпохи до III века до н.э. Некоторые же синологи справедливо полагают, что древнекитайский язык представлял собой специально разработанный письменный язык, обслуживавший поначалу акты ритуальной коммуникации и уже изначально не имевший прямого отношения к разговорным языкам из-за множественности этнических общностей, длякоторых был специально разработан древнекитайский язык.
Уже к классическому периоду наметились существенные расхождения между письменной и разговорной формами древнекитайского языка. Письменная форма, отличавшаяся большой консервативностью, перестала быть понятной (а, возможно, так еще и не стала быть понятной) носителям разговорных китайских диалектов (или даже разных языков), так как различные этнические общности объединялись в единую общность хань только общей китайской письменностью. Для овладения ею требовалось специальное обучение, а для понимания текста — специальные комментарии. Особенно резким противопоставление письменного и разговорного языков стало в эпоху Тан(唐朝, Танчао, 18 июня 618 год н.э. – 4 июня 907 года н.э.), когда ученые, поэты и литераторы решили очистить древнекитайский язык от нараставшей примеси разговорных элементов (что требовало появления в китайской письменности новых иероглифов) и искусственно вернули ему стиль и манеру письменного языка доциньской эпохи. В этот период можно уже смело говорить о сложившейся практически повсеместно диглоссии. На территориях, которые сейчас называются Древним Китаем, практически повсеместно сосуществовали где-то два языка, где-то две формы одного языка, применяемые их носителями в различных функциональных сферах. В обществе, которые сейчас называется древнекитайским, была характерна ситуация несбалансированного двуязычия, когда где-то один из языков, где-то один из вариантов языка выступали в качестве «высокого» (или соответствующего социолингвистическому термину «престиж»), а другой – «низкого». При этом была ситуация, когда «низкий» язык является родным разговорным языком для всего населения территории или его части, а «высокий» язык –где-то родственным по отношению к родному языку,а где-то даже и совсем неродственным надэтническим языком территории с разнообразным этническим составом населения. Тем не менее, и в последующие эпохи элементы разговорного языка постоянно проникали в древнекитайский язык, в н.э.в основном через буддийскую литературу, поэзию и драматургию.
В классической литературе до III в. до н. э. встречаются упоминания о диалектных или даже языковых различиях между отдельными государственными образованиями и племенными союзами, существовавшимина территориях, объединяемых сейчас понятием ДревнийКитай. Различия в употреблении служебных слов также позволяют предположить, что конфуцианские классические трактаты, с одной стороны, и исторические хроники, с другой, были написаны носителями разных диалектовдревнекитайского языка или даже различных языков. В первые годы н.э. Ян Сюном был составлен глоссарий «Фанъянь» (方言, буквально – «местные речения») – список междиалектных или даже межязыковых соответствий с указанием ареала их распространения. Судя по географическим названиям, упоминаемым в нем, в тот период каждое государственное образование (или племенной союз) имело свой диалект древнекитайского языка или даже свой язык, при этом наиболее явно противопоставляются две их большие группы – западные (хуася) и восточные (дунъи). Однако древнекитайский язык имел, прежде всего, наддиалектный и надэтническийхарактер, и к III веку до н.э. диалектные различия между памятниками практически исчезают, свидетельствуя о процессе постепенной стандартизации и унификации древнекитайского языка с постепенным формированием в последующие века общей китайской культуры.
3. Китайская философия (中国哲学) является частью восточной философии. Ее влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.
В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы (хуася) полагали, что все в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными-полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания.
Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности.
В это же время, согласно древнейшим письменным памятникам Китая, некоторые мыслители высказали ряд философских идей и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии:
Ши Бо (史伯– историограф Бо) выдвинул понятие гармонии хэ (和);
Ши Мо (Цай Мо) (VIII век до н.э.), глава придворных летописцев и астрономов государства Цзинь, выдвинул идею «парности всех вещей»;
Бо Янфу (VIII век до н.э.),сановник (дафу) государства Чжоу, объяснял происшедшее в 780 году до н.э. землетрясение нарушением взаимодействия сил инь и ян.
В VII – VI веках до н.э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин (詩經/诗经, один из древнейших памятников китайской литературы, уникальный источник информации о языке, идеологии, этике и традициях различных регионов Древнего Китая, сопоставимый по значимости и стилистике с древнеиранской Авестой), в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звезд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.
Крупнейшими фигурами в интеллектуальной жизни доконфуцианского Китая были четыре политические фигуры VI века до н.э.: Шусян(叔向) и Нюй Шуци(女叔齊/司馬侯) из государства Цзинь, Янь Ин (晏嬰) из государства Ци и ЦзыЧань (子產) из государства Чжэн.
4. Чем же особенно примечательно Государство Ци? Во времена правления династий Цинь и Хань некоторые этнические общности и племенные союзы, населявшие территории, объединяемые сейчас понятием ДревнийКитай, постепенно стали ощущать себя частью одной единой надэтнической общностью. Кроме того, время правления династии Хань считается высшей точкой расцвета древнекитайской цивилизации. Территория, на которой оно существовалоуже длительное время, считается в настоящее время исконно ханьской, однако, такая картина стала складываться только ближе к 221 году до н.э., когда Государство Ци было включено в состав Империи Цинь, потом через несколько лет вышло из него, но вскоре вновь было включено в Империю Хань. В новую эру было еще три периода, когда это государство с тем же иероглифическим написанием появлялось в истории как самостоятельное вновь:
Южная Ци (南齊/南齐, наньци) (479 – 502 годы н.э.), государство в период Южной и Северной династий;
Северная Ци (北齊/北齐, бэйци) (550 – 577 годы н.э.), государство в период Южной и Северной династий;
Ци (齊/齊) (881 – 884 годы н.э.), государство, основанное императором Хуан Чао(黃巢/黄巢, 835 год н.э. – 13 июля 884 года н.э.) ближе к концу эпохиТан.
Это политическое образование на территории современной КНР не было изначально ханьским и уж тем более не относилось к хуася, оно было территорией «восточных варваров» дунъи. Вместе с тем, оно оставило неизгладимый след в культурном наследии китайцев-ханьцев, внеся огромнейший вклад в то, что называется сейчас китайской культурой и древнекитайской философией. Во времена существования этого политического образования оставили неизгладимый след своими трудами и службой государству Ци следующие личности:
Гуань Чжун или Гуань Иу (管仲, 720 – 645 годы до н.э.), китайский мыслитель и политик периода Весен и Осеней, признанный основоположник легизма– философско-политического учения, противного учениям даосизма и конфуцианства, руководитель исполнительной власти при ЦиХуань-гуне (齊桓公, умер в 643 году до н.э.)–удельном князе (гуне) КняжестваЦи;
Янь Ин (晏嬰, 578 – 500 годы до н.э.), имя учтивости Чжун (仲), или более широко известный как Янь-цзы (晏子), руководитель исполнительной власти при ЦиЦзинь-гуне (齊景公, умер в 490 году до н.э.) – удельном князе (гуне) Княжества Ци периода Весен и Осеней;
Мо-цзы (墨子; около 470 года до н.э. – около 391 до н.э.), или Мо Ди (墨翟), древнекитайский философ, разработавший учение о всеобщей, беспристрастной любви и государственном консеквенциализме; религиозная форма этого учения –моизм – на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока принятие последнего в качестве государственной идеологии Империи Хань не привело к вытеснению прочих философских доктрин;
Сунь Бинь (孫臏/孙膑, ? – 316 год до н.э.), видный китайский стратег и военный теоретик периода Сражающихся царств (403 – 221 годы до н.э.), известный своей классической работой «Искусство войны» (孫子兵法/孙子兵法);
Чунью Кун (淳于髡, 386 – 310 годы до н.э.), острослов, конфуцианский философ, эмиссар, и официальное лицо и ученый властелин в Академии Цзися во время Периода сражающихся государств;
Мэн-цзы (孟子, имя при рождении Мэн Кэ или Мэн Ко (孟轲), 372 – 289 годы до н.э.), один из самых известных конфуцианских философов, известный как «второй мудрец», родился в государстве Цзоу (ныне – город Цзоучэн, близ города Цюйфу, провинция Шаньдун), исторически и культурно связанном с государством Лу (п-ов Шаньдун), откуда происходил и Конфуций; предположительно, он был учеником Цзысы, внука Конфуция; Мэн-цзы – потомок аристократического рода Мэнсунь из государства Лу; служил советником в государстве Ци (в том числе при атаке на государство Янь, что отразилось в его взглядах на практику отказа от престола); Мэн-цзы обобщил 4 моральные нормы конфуцианства: «жэнь» 仁 (гуманность), «и» 義 (справедливость), «ли» 禮 (ритуал), «чжи» 智 (мудрость), считая, что среди этих четырех норм наиболее важны две первые; учение Мэн-цзы получило широкое применение в системе неоконфуцианства, и особенно – у Ван Янмина; новая волна современного интереса к учению Мэн-цзы связана с обнаружением двух версий текста «Усин» (五行) во второй половине XX века, которые позволяют дать новую интерпретацию некоторых понятий, фигурирующих у Цзысы и Мэн-цзы (китайская академическая традиция объединяет этих философов в единое направление «Школа думающего Мэна» (思孟學派));
ГунсуньЧоу (公孙丑),один из учеников древнекитайского философа Мэн-цзы, уроженец владения Ци; считается одним из авторов трактата «Мэнцзы», в котором вторая глава написана им, будучи названой его именем;
Вань Чжан, один из учеников древнекитайского философа Мэн-цзы, уроженец владения Ци; считается одним из авторов трактата «Мэнцзы», в котором пятая глава написана им, будучи названой его именем;
Цзоу-цзы (鄒子, 336 – 280 годы до н.э.), или Цзоу Янь (鄒衍),. древнекитайский философ, один из главных представителей школы иньян (иньянцзя); в отличие от Конфуция и его последователя Мэн-цзы, которым не удалось получить должного признания у современников, пользовался большим уважением у правителей своего времени, был наставником Чжао-вана, правителя царства Янь;
Сюнь-цзы (荀子, 313 – 238 годы до н.э.),известный также под именами СюньКуан (荀况) и Сюнь Цин (荀卿), китайский мыслитель конфуцианской традиции, неортодоксальный основоположник ханьского конфуцианства, первым осуществивший универсальную интерпретацию конфуцианского канона;в своем религиозном скептицизме был более последовательным, чем Конфуций; именно в варианте Сюнь-цзы, представляющем Конфуция способным на жестокость ради справедливости, Поднебесная после Империи Цинь, узнавшая жесткий легизм, и восприняла конфуцианство; вступил в Академию Цзися, когда ему было 50 лет.
5. Необходимо понять то, каким образом, «восточные варвары» дунъи сопротивляясь экспансии исконных китайцев-ханьцев на свою территорию примерно восемь веков, а в дальнейшем предпринимая неоднократные успешные попытки прервать их засилье с собственным отделением, сумели так оставить такой крупный вклад в китайскую культуру и древнекитайскую философию.
Дело в том, что согласно официальной китайской историографии и Се (契), первый правитель династии государства Шан (商朝, или государства Инь (殷代)), и ХоуЦзи (后稷), предок первого правителя династии Цзи (姬) эпохи Чжоу (周朝, Чжоу Чао), являлись родными братьями и сыновьями мифического императора Ку (喾, иногда Ди-ку). После краха государства Шан, правители государства Чжоу насильственно переселили «упрямых Инь» (殷頑) и рассеяли их по всей территории Чжоу. Некоторые выжившие члены бывшей правящей семьи Шан, коллективно изменили свою фамилию с имени предка Цзы (子) до имени их поверженной династии Инь (殷). Семья сохранила аристократическое положение и часто предоставляла необходимые административные услуги будущей династии Чжоу. В Ши цзи(史記/史记, «Исторические записки») говорится, что король Чэн-ван(成王, имя при рождении ЦзиСун (姬誦)), при поддержке своего регента и дяди, Чжоу-гуна(周公, «чжоуского князя» XI века до н.э., младшего брата У-вана(周武王), с собственным именем Дань (旦)), обманул ВэйЦзыци (微子啟), брата императора (государства Шан) Чжоу Синя (紂辛, или Ди Синя (帝辛), личное имя Цзы Чжоу (子紂)), пообещав сделать его гуном княжества Сун, со своей столицей в Шанцю. Эта практика была упомянута как«Два Вана на Три Кэ» (二王三恪, или «Два короля на три княжества». Гун княжества Сун поддерживал обряды в честь правителей Шан до тех пор, пока государство Ци не завоюевало княжество Сун в 286 году до н.э. Конфуций был потомком правителей Шан через гунов княжество Сун.
Династия Восточная Хань изменила титул «Гун княжества Сун» и «Гун, который продолжает и чтит династию Инь» (殷紹嘉公) на Кун Ан (孔安 (東漢), или «Сын Куна от имени семнадцати поколений, сын Кун Хуна»), потому что он был частью наследия династии Шан. Эта ветвь семьи Кунов является отдельной ветвью от линии, в которой находился титул «Хоу деревни Фэншэн», а затем – «Гун Яньшэна».
Еще один остаток Шан основал вассальное государство Гуджу (расположенное в современном городе Таншань), которое уничтожил Хуань-гун (齊桓公) из государства Ци в период до рождения Конфуция. Многие кланы Шан, которые мигрировали на северо-восток после краха династии, были интегрированы в культуру государства Янь в период государства Западная Чжоу. Эти кланы поддерживали элитный статус и продолжали практиковать традиции жертвоприношения и погребения Шан.
6. Конфуций (Кун-цзы (孔子), реже Кун Фу-цзы (孔夫子); собственные имена Кун (孔), Кун Цю (孔丘) и Кун Чжунни (孔仲尼), около 551 года до н.э. – 479 год дон.э.), древний мыслитель и философ Китая,его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство; Конфуций основал первый университет и привел в систему летописи, составленные в разных княжествах; учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии; уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной. Хотя Конфуций проживал поблизости от государства Ци, в котором он бывал, его происхождение связано не с дунъи, а с хуася.
Конфуций был сыном 63-летнего военного Шу Лянхэ (叔梁紇/叔梁纥, собственные имена Кун Хэ (孔紇) и Кун Шулян (孔叔梁); около 627 год до н.э. – 554 год до н.э.) и семнадцатилетней наложницы по имени Янь Чжэнцзай(颜征在). Отец будущего философа скончался, когда его сыну исполнилось всего полтора года. Отношения между матерью Конфуция Янь Чжэнцзай и двумя старшими женами были напряженными, причиной чего был гнев старшей жены, которая так и не смогла родить сына, что очень важно для китайцев того периода. Вторая жена, родившая Шу Лянхэ слабого, болезненного мальчика (которого назвали Бо Ни), тоже недолюбливала молодую наложницу. Поэтому мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился, и вернулась на родину, в город Цюйфу – столицу государства Лу (魯國/鲁国, Луго– «государство Лу»), но к родителям не вернулась и стала жить самостоятельно.
Шу Лянхэ–аристократ государства Лу эпохи Чуньцю, отец Конфуция. Отец великого философа происходил из знатного, но обедневшего и утратившего былое влияние рода. В отличие от многих других знатных семей Китая, которые утратили знания о своей генеалогии, родословная Конфуция тщательно изучалась китайскими книжниками. Благодаря этому мы имеем значительное количество сведений о предках Шу Лянхэ. Самыми заметными фигурами среди них были Вэй-цзы, Фу Фухэ, ЧжэнКаофу и Кун Фуцзя.
Согласно данным Сыма Цяня (司馬遷/司马迁, родился в 145 году до н.э. или около 135 года до н.э., умер около 86 года до н.э.), писателя, астронома и потомственного историографа династии Хань, Вэй-цзы был одним из сыновей императора Ди И (帝乙) и сводным братом императора Чжоу Синя, полулегендарного последнего императора государства Шан, иньской династии. Предвидя скорое падение царства, Вэй-цзы удалился от императорского двора. После того, как У-ван победил Чжоу Синя, Вэй-цзы явился к нему и был принят на службу. В самом начале правления Чэн-вана, сына У-вана, произошел открытый мятеж трех братьев его отца –Гуань-шу, Цай-шу и Хо-шу, поддержавших притязания на трон У Гэна, сына Чжоу Синя и потомка свергнутой династии Шан, за которым им было поручено надзирать («Великое восстание шанцев»). Восстание, поддержанное племенами восточных варваров дунъи, было успешно подавлено Чжоу-гуном, после чего было произведено перераспределение феодальных уделов, в основном, среди представителей правящей семьи. Для того чтобы пресечь дальнейшие выступления шанцев (иньцев) против власти династии Чжоу при Чэн-ване, было осуществлено их масштабное переселение с территорий исторического проживания в другие районы государства Чжоу. Чэн-ван после подавления мятежа У-гэна пожаловал находившемуся у него на службе одного из шанцев и предку великого философа удел Сун (позднее превратившийся в государство Сун (宋)) и титул чжухоу. Сыма Цянь сообщает, что Вэй-цзы был поставлен вместо У Гэна и ему было вменено в обязанность приносить жертвы богам и духам ушедшей династии – взявшие власть опасались мести обиженных потусторонних существ. Это говорит о высоком уровне доверия и больших заслугах Вэй-цзы перед императором Чэн-ваном.
Фу Фухэ был предком Конфуция в десятом поколении и, соответственно, предком Шу Лянхэ– в девятом. В то время род еще неродившегося великого философа продолжал править княжеством Сун. Фу Фухэ был старшим сыном сунского Минь-гуна. Последний завещал престол собственному брату Ди Сюну, однако последний был вскоре убит своим племянником – Фу Цзи, младшим сыном умершего царя и младшим братом самого Фу Фухэ. По действовавшим в те времена нормам новым претендентом на царский престол перешло к Фу Фухэ. Однако он уступил свое право младшему брату, который и стал новым царем. Сам Фу Фухэ получил высокий титул «дай фу» и почетное прозвище «человек, чья слава подобна туго натянутой тетиве боевого лука». Таким образом, род Конфуция утратил право на царский престол, однако продолжал занимать в княжестве Сун высокое положение. Его представители занимали важные должности в гражданской и военной администрации. Многие из них прославились своими достижениями.
Чжэн Каофу, правнук Фу Фухэ, предок Конфуция в седьмом поколении, был среди тех, кто снискал всяческое уважение. Куан Ямин писал о нем: «Он отличался чрезмерной скромностью и большим знанием древней литературы. В течение ряда лет он служил попеременно трем сунским правителям: Дай-гуну (799 – 766 годы до н.э.), У-гуну (765 –748 годы до н.э.) и Сюань-гуну (747 – 729 годы до н.э.». Иными словами, его служебный стаж составлял не менее полустолетия. Чтобы услужить трем весьма разным по характеру правителям, необходимо было обладать недюжинными чиновничьими способностями. Чжэн Каофу хорошо разбирался в древних письменных памятниках. Имеются сведения, что он принимал участие в составлении Ши-цзин («Книга песен»). Чжэн Каофу учил своих потомков не предаваться гордыне, даже если судьба занесла тебя высоко по служебной лестнице. Более того, чем выше ты поднимаешься, тем более почтителен ты должен быть по отношению к правителю, ибо это укрепит твои позиции. Будь скромен и вежлив, не позволяй себе возгордиться – это обезопасит в какой-то степени от зависти и клеветы со стороны остальной чиновной братии. Ограничивай свои жизненные потребности, сведя их к минимуму. Эти мысли, по-видимому, повлияли затем на максимы философии Конфуция.
Кун Фуцзя, предок Конфуция в шестом колене, был сыном Чжэн Каофу и занимал высшие должности при сунском правителе Шан-гуне, которого сам же и возвел на правление в 720 году до н.э. В результате сложной интриги, затеянной другим придворным сунского двора Хуа Да (который воспылал страстью к жене Кун Фуцзя), заговорщикам удалось настроить гуна против него. В результате был убит сначала Кун Фуцзя, а вскоре после этого был свергнут и правитель Шан-гун. Хуа Да, как оказалось, был тайным сторонником Фэн-гуна,сбежавшего претендента на престол княжества Сун. После смерти предыдущего гуна он стал гуном. Хуа Да занял должность первого советника и начал преследовать семью Кун. Сыну Кун Фуцзя по имени МуЦзинфу пришлось бежать из княжества Сун на восток, в соседнее государствоЛу. Роду Кун пришлось обосноваться на новом месте. Прежнего богатства и политического влияния больше не было. Семья занимала должность управителей владения (небольшой административной единицы–с китайским названием «и» или «варвары») Цзоу на территории современного уезда Чанпин.
Шу Лянхэ был праправнуком Му Цзинфу. Также как его отец, дед и прадед, он управлял владением Цзоу. Отличаясь немалой силой и храбростью, Шу Лянхэ совершил множество подвигов во время войн, которые вело государство Лу с соседями. Так во время штурма столицы княжества Бицзи он в одиночку удерживал ворота города, чтобы позволить отойти своим товарищам, попавшим в засаду. Несмотря на заслуженную славу (отца Конфуция называли «прославившийся смелостью и силой среди Чжухоу (или удельных князей периода Чжоу)») наград и должностей Шу Лянхэ не получил. Причиной этого послужила, скорее всего, последняя его женитьба. Вернувшись в Цзоу после сражений, Шу Лянхэ пребывал в горести. Его жена, происходившая из старинного рода Ши, рожала только девочек, общим количеством девять. Однако мальчика, продолжателя старинного рода Кунов и, самое главное, имеющего возможность совершать ритуалы в честь духов предков, в семье так и не появилось. Тогда Шу Лянхэ взял наложницу, которая родила ему долгожданного сына, получившего имя Бо Ни. Примечательно, что термин «бо» обычно используется для обозначения старшего брата, то есть, Шу Лянхэ, давая сыну такое имя, выражал надежду, что будут и другие сыновья. Но мальчик родился хромым и больше детей от этой наложницы у Шу не было. Вернувшись из очередного похода, он посватался к знатной семье Янь из города Цюйфу. Две старшие дочери отвергли сватовство, согласилась младшая. Такой брак был не совсем правильным по китайским обычаям. Тот же СымаЦянь, рассказывая об этом, говорит так: «Уже в немолодых летах Хэ в нарушение обычая женился на девушке из рода Янь». В китайском оригинале использовано выражение «е хэ», что можно трактовать как «варварский союз», «сожительство», «внебрачная связь». Скорее всего, неправильность брака проистекала из юного возраста девушки и того, что она вышла замуж вперед старших сестер. Новый брак оказался более удачным для Шу Лянхэ – вскоре у него родился сын, названный Цю, по прозвищу Чжун-ни, известный всему миру как Конфуций. Однако возраст брал свое и когда ребенку исполнился один год и четыре месяца, Шу Лянхэ скончался.
7. Все это говорит о том, что потомки династии Шан добрались до земель, на которых проживали «восточные варвары» дунъи, которых хуася часто использовали в политических интригах для завладения властью в Поднебесной. Оппозиционный знатный род Кун, ответвление династии Шан, привнесло свою лепту в развитии философских школ «восточных варваров» дунъи, альтернативную философским школам хуася. Налицо китайский аналог противостояния гвельфов и гибеллинов.
Следует особо рассказать об еще одном наследии государства Ци.
Цзися, или Цзи-ся (稷下學宮/稷下学宫) «Академия (ученый двор) у [западных ворот] Цзи» (Цзисясюэгун) – самая известная академия Древнего Китая. Основана в 318 году до н.э. в городе Линьцзы, столице государства Ци. Действовала более столетия (возможно, до 150 лет). Название академии связано с ее местоположением в городе. В деятельности Цзися принимали участие сотни и даже тысячи представителей всех основных философских школ (за исключением чистых моистов) –конфуцианства, даосизма, легизма, мин-цзя (名家, «Школа имен»), иньянцзя(阴阳家, философская школа Древнего Китая, специализировавшаяся в натурфилософско-космологических и оккультно-нумерологических вопросах (Мэн-цзы и Сюнь-цзы, Тянь Пянь и Хаунь Юань, Шэнь Дао, Сун Цзянь, Инь Вэнь, Тянь Ба и Эр Шо,Цзоу Янь и Цзоу Ши).Согласно СымаЦяню (Ши цзи, глава 46), 76 виднейших из них правитель Сюань-ван (342 – 324 годы до н.э.) назначил старшими сановниками (шан-дафу). Обсуждавшаяся в Цзися проблематика отражена главным образом в энциклопедическом трактате Гуань-цзы (IV – III веков до н.э.), а также Янь-цзычуньцю (Весны и осени Янь-цзы, III – II веков до н.э.), Сыма фа (Законы Сыма, IV век до н.э.) и других. В условиях официально поощряемой дискуссии в Цзися уточнялись теоретические позиции и рождались первые формы синтеза основных идейных направлений китайской философии. В итоге сложилось и собственно «учение Цзися», отмеченное общей даосской ориентацией.
Академики Цзися пользовались покровительством ванов Ци, получая почести в виде званий, стипендий и льгот. Наиболее почитаемые преподаватели носили титул сяньшэн (先生), который закрепился в китайском языке в значении «учитель», «почтенный», «господин» (в VIII–IX веках это понятие, сэнсэй, появляется в японском языке).
Слава академии стала мотивом для проекта Люй Бувэя по созданию Люй-ши чуньцю, в котором по преданию участвовали 3 000 приглашенных ученых.
Согласно Сыма Цяню (Ши цзи, глава 46) «Сюань-ван с радостью принимал при дворе мужей, знающих литературу, и странствующих ученых. Их было семьдесят шесть – таких, как Цзоу Янь, Чуньюй Кунь, Тянь Пянь, Цзе Юй (Цзе-цзы), Шэнь Дао, Хуань Юань. Все их он поставил шандафу (старшими сановниками), он они не управляли делами, а занимались обсуждениями и толкованиями. Поэтому циская школа ученых Цзися вновь расцвела, насчитывая от нескольких сот до тысячи человек».
Таким образом, китайские источники замалчивают проблему этнического поглощения хуася развитой цивилизации «восточных варваров» дунъи из трех государств Ци, Лу и Янь, которые первыми утратили свою идентичность и собственную субъектность из всех наиболее развитых этнических общностей государственных образований и племенных союзов, формировавшихся на территориях, которые сейчас называются Древним Китаем. Трагедия с неминуемым последующим историческим прозябанием случалась не только у монголов и маньчжуров, им несть числа, и «восточные варвары» дунъи из трех государств Ци, Лу и Янь в их числе.
О других примерах осуществления процессов появления и возникновения «глубинного государства» в истории Китая будет рассказано позже.

По сообщению сайта Nomad.su