Facebook | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Серенада без пуантов

Дата: 30 мая 2017 в 17:24

Серенада без пуантов

Ольга Шишанова
В столичном театре «Астана Балет» — премьера. Сразу два одноактных балета — «Контрасты» хореографа-постановщика Рубена Террановы и «Серенада» всемирно известного Джорджа Баланчина — были представлены взыскательной публике. О том, насколько сегодня востребовано хореографическое искусство современного балета в Казахстане, в эксклюзивном интервью «НП» рассказал заслуженный деятель Казахстана, директор ТОО «Astana Ballet» Валерий Кузембаев

— Валерий Альбекович, насколько соответствует «Астана Балет» своему сегодняшнему предназначению кузницы современного танца?
— Я отвечу вам не только с позиции специалиста в творческой сфере, но и как директор этого заведения буду его хвалить и хвастать им в хорошем смысле слова. Вы знаете, что наш театр был создан осенью 2012 года. Его целью стало восполнение образовавшегося вакуума в отношении создания новых хореографических произведений, а также освоение новых танцевальных стилей. Мы все-таки больше воспитаны на классике, на народной музыке, тогда как постановки в современной хореографии для нас не были особо доступны и настолько развиты в художественной жизни республики, как в других странах. Поэтому и возникла необходимость в создании такого театра, как наш «Астана Балет».
— Несколько слов о труппе театра...
— Первоначально в «Астана Балет» был сделан упор на женский коллектив. Как я уже говорил, не только современные традиции танца, но и мужская хореография в этом направлении в Казахстане не были развиты в должной мере. Потому первоначально все и основывалось на хореографии женской части труппы. Только позже начались экспериментальные постановки. И наконец у нас образовался сплоченный коллектив в том виде, в котором он существует сейчас. Это и стало нашей первоосновой, инициированной главой государства, по словам которого, «обязательно в XXI веке казахскую творческую самобытность необходимо показывать средствами и языком современного хореографического искусства, которые будут понятными во всем мире». Ведь фольклор всегда был и будет. Он всегда понятен, потому что этнография вечна, в отличие от современного искусства, которое надо осваивать и показывать себя уже в другой ипостаси для восприятия в окружающем мире.
— Насколько сегодня, спустя пять лет со дня его основания, разнообразен репертуар вашего театра?
— Могу сказать с чувством действительного удовлетворения, что все наши спектакли были приняты очень тепло как столичной публикой, так и зрителями во время наших зарубежных гастролей. Для них это было первое знакомство с Казахстаном, касающееся современных хореографических постановок. Череду нескольких наших одноактных балетов «Кармен», «Любовь, потеря, страх», «Медленный огонь», хороших, красивых миниатюр, наполненных хореографическим содержанием национального колорита, воспринимали всюду на ура. Еще я назову «Вальпургиеву ночь» на музыку Шарля Гуно и Diversity, что характеризуется разнообразием танцевальных музыкальных миниатюр в одной постановке.
— Чем интересна премьера сегодняшних спектаклей — одноактного балета Джорджа Баланчина «Серенада» и балета Рубена Террановы «Контрасты»?
— «Серенада» — всемирно признанный шедевр неоклассического танца. Мы шли к его постановке долго и постепенно, так как наша задача не только осваивать подобные роскошные постановки, но и одновременно создавать нечто свое на их основе. Как вы знаете, разрешение на постановку своих балетов дает фонд Баланчина, отсматривая труппы будущих его исполнителей. Мы же работали с этим фондом на протяжении трех лет, и вот только сейчас нам позволили поставить спектакль Баланчина «Серенада» на нашей сцене. Смею заверить, мы его воссоздали по всем стандартам, которые были свойственны творческому почерку этого выдающегося хореографа. Кстати, сам Джордж Баланчин сетовал на то, что многие считают, будто этот балет имеет тайный сюжет. Но это не так. В нем танцовщики просто двигаются под прекрасную музыку. Единственный сюжет балета — музыка серенады, если угодно — это танец при луне. При этом, при всей внешней простоте, «Серенада» очень сложна в техническом, музыкальном и стилистическом плане, она вызывает волнение в сердцах зрителей от прикосновения к прекрасному и вечному искусству.

 

 

— А балет «Контрасты»?
— Балет Рубена Террановы «Контрасты» — это противопоставление цветов, музыкальных композиций, света и теней, грез и реальности. В нем присутствует все: контрастность в контрасте, изменение в каждом мгновении. Тень гасит свет, одна форма вытекает из другой, создавая образ всего, кроме самого себя. У зрителей возникает ощущение, что и они оказываются в мире грез исполнителей. Насколько я знаю, постановщик этого балета, приглашенный хореограф Рубен Терранова, тот и вовсе считает, что все мы — элементы наших грез. Никто из нас не знает силу, присутствующую в них. Так и эпизоды балета «Контрасты» — это желания нашей души, а грезы — это необходимость.

 

 

— Каковы планы театра на ЭКСПО? Какие постановки вы готовите на этот период для астанчан и гостей города?
— У нас будут показаны те спектакли, которые я только что перечислил и которые уже входят в наш репертуар. Что касается нового сезона, то мы собираемся поставить одноактный балет на музыку фортепьянного концерта № 2 Сергея Рахманинова. Кроме того, в планах — очередной шедевр XX века в хореографии Уильяма Форсайта, они дали нам согласие перенести на нашу сцену их спектакль. У нас всегда идет тщательный отбор музыкальных номеров, спектаклей, миниатюр. И даже народную музыку, которую используем в своих спектаклях и которую публика все-таки привыкла слушать и слышать в определенном каноне звучания, мы стараемся подавать в современном звучании. Например, заказываем другую оркестровку, аранжируем несколько иначе, добавляем какие-то современные технические элементы звучания, и музыка становится уже самостоятельным элементом той или иной нашей постановки.

Астана

Поделиться:

По сообщению сайта Новое поколение