Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Когда все люди были казахскими

Дата: 27 мая 2013 в 19:04

Айгерим Бейсенбаева
Казахстанский художник Куаныш Базаргалиев представил серию работ, отражающих альтернативную реальность. Как бы выглядел наш мир, если бы все люди были казахские.
Почему «казахские», а не казахи — задаются вопросом посетители. Скорее, по аналогии с русскими, и даже не о национальности идет речь, а о каком-то загадочном состоянии души.
В выставочном пространстве L.E.S представляется ироничная серия произведений Куаныша Базаргалиева «Когда все люди были казахские»

По мнению алматинского художника, сделать из любого европейца типичного казаха очень просто. Нужно просто перерисовать лоб и глаза — это легко и увлекательно, говорит Базаргалиев.
Вероятно, вспоминая веселые школьные годы, когда каждый норовил пририсовать усы Марии Антуанетте в учебнике по истории, Куаныш Базаргалиев решил вернуться к старой проверенной технике. Но эта его работа отнюдь не мелкое хулиганство.
Художник представил серию полотен старых европейских мастеров, исправленных им собственноручно, согласно его концепции о казахских людях. После его незначительного, но остроумного вмешательства Альбрехт Дюрер превратился в Алибека Дюрова, а королева Елизавета I в Ляззат-ханум.
Все эти удивительные превращения художник подкрепил убедительной историей. Его казахский мир родился после Апокалипсиса. «... в Северный Ледовитый океан врезалась огромная, пылающая комета, — вдохновенно повествует автор. — Она растопила тысячелетние ледники, и миллионы тонн воды гигантской волной хлынули на землю. Моментально были уничтожены Европа, Россия, Канада, Америка, Япония, Китай, Юго-Восточная Азия... Из одиннадцати миллиардов населения Земли в живых осталось, по неточным подсчетам, не более десяти миллионов жителей Казахстана и Центральной Азии, территория которой, по удачному географическому расположению, находилась в самом центре самого крупного материка. Тысячи чудом уцелевших беженцев со всего света потянулись на этот единственный остров спасения...»
Через четыреста лет после Великого потопа на единственном сохранившемся крупном участке суши осталось единственное в мире государственное формирование: казахская федерация. А все люди постепенно стали казахскими, ввели свой язык, валюту, свои порядки. История альтернативного казахского мира в сочинении Куаныша Базаргалиева растянулась на несколько страниц и изобилует самыми курьезными псевдоисторическими деталями. Выжив после потопа, организовав государственную систему и восстановив «Казахфильм», люди взялись за искусство. И как раз эти шедевры мирового искусства, созданные «казахскими», и представил Базаргалиев. Вглядитесь в лица своих великих предков.
Концепция выставки пришла к художнику легко. У него обычно спрашивают, что раньше появилось — история или сами работы. Он отвечает: практически одновременно.
Куаныш Базаргалиев рассказывает, как ему в голову пришла идея о таком затейливом историческом хулиганстве:
— Что я хотел сказать этой выставкой? Мы забыли свою историю. Особенно российские историки многое умалчивают, многое искажают. На самом деле, к примеру, была тесная связь между Московией и Золотой ордой, но кто сейчас об этом вспоминает?
А сейчас мы становимся свидетелями различных интеграционных процессов. Европа вся объединилась и, по сути, скоро может стать одним большим государством.
И вообще складывается тенденция к объединению всего мира, и в скором будущем может сложиться так, что будет одно государственное формирование, один народ, один язык. В Древнем Вавилоне старались прийти к этому.
Выставка Базаргалиева висит в галерее L.E.S уже две недели, но интерес к ней не ослабевает. На творческую встречу с художником спустя несколько недель после вернисажа собрались все любопытствующие.
— В своем проекте я использовал в основном картины европейских мастеров, за редким исключением, — рассказывает польщенный вниманием художник. — Картина Маслова мне далась сложнее всего. Сергей Маслов — это наш талантливый казахстанский художник. Я знал его и очень уважал.
У Маслова есть картина «Брат Джоконды», и вот ее я и выбрал для изменения. Как же долго я над ней мучился, но все равно не получилось так, как я хотел. Считаю, что с этой работой я не справился.
Мне предлагают сделать подобную выставку в Санкт-Петербурге. И я хочу собрать работы русских авторов. В этот раз я русских художников не трогал, за исключением Малевича. Мы выросли на российском искусстве. Думаю, надо отдать дань. Три богатыря с моей подачи превратятся в трех батыров...
Представляете, алматинские таксисты не знают, где находится Музей имени Кастеева? А узнав, что я художник, частенько изрекают: «Вот не понимаю я вашего Малевича...». Тут надо заметить, что недоумевают по поводу этого полотна в основном русские шоферы, многие казахи, возможно, и не слышали о таком художнике. И я им пытаюсь втолковать — чтобы понять искусство и, в частности, современное искусство, нужно быть эстетически и культурно образованным человеком.
Не все понимают, но одно радует. Через два года исполнится сто лет картине Малевича «Черный квадрат». Полотну сто лет, а оно до сих пор не дает покоя простым русским людям. Они до сих пор так возмущаются, не принимают, не понимают. Картина до сих пор будоражит русскую душу. И мне это так нравится.
Должен уже появиться казахский Малевич, воспитаться, вырасти и создать такое произведение, которое бы будоражило казахскую душу. Чтобы и через сто лет казахи не могли простить ему такой выходки. В казахской культуре должны появиться люди — от кино, от искусства, от музыки, не важно, — произведения которых не оставляли бы равнодушным казахский народ.

По сообщению сайта Новое поколение