Facebook | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Депутаты будут размышлять, чьи религиозные чувства подлежат защите

Дата: 19 апреля 2013 в 16:15

В Комитете Госдумы по делам религиозных организаций, как известно, решили создать рабочую группу, которая займется изучением деятельности представителей нетрадиционных религий, общественных объединений религиозного толка на территории России, а также зарубежных религиозно-общественных организаций, работающих в РФ.

«Независимая газета» сообщила сегодня, что указанная группа будет взаимодействовать с правоохранительными органами, которые уже сегодня проводят масштабные проверки религиозных общин по всей стране.

«В законе о защите чувств верующих, принятом в первом чтении, была ссылка на религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия», — пояснил в разговоре с «НГ» председатель профильного думского комитета Ярослав Нилов (фракция ЛДПР).

«Исходя из принципа конституционного равенства, данные нормы должны быть распространены на все религиозные организации, официально зарегистрированные в нашей стране. Именно поэтому мы внесли поправку, согласно которой данная норма снимается из проекта закона, и параллельно с этим начинаем изучать – в рамках рабочей группы – реальные дела, связанные с негативной и деструктивной деятельностью религиозных организаций», — заявил он.

По его словам, речь идет о «нетрадиционных религиозных организациях в нашей стране». Об этом же говорил в минувшую среду на заседании комитета первый заместитель Нилова Михаил Маркелов (фракция «Единая Россия»), который и выдвинул идею о создании такой группы. Основанием для этого, сказал он, стали некоторые высказывания о том, что законопроект о защите чувств верующих «будет в том числе защищать представителей сектантских организаций», что к планам инициаторов документа вовсе не относится.

Ярослав Нилов отказался уточнить перечень подлежащих изучению организаций, хотя уже само название группы, приведенное выше позволяет составить представление о том, кто может попасть в поле ее зрения.

Отметим, что принятое теперь в России разделение религиозных организаций на «традиционные» и «нетрадиционные» вызывает у многих экспертов большие сомнения. Поэтому в отношении принципов работы думской группы у них, вероятно, возникнет много вопросов.

«О каких зарубежных религиозных организациях идет речь? – заявил «НГ» руководитель Учебно-научного центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров. – О католиках? Это международная Церковь с центром в Ватикане. Какие-то протестантские группы? Но они все давно существуют в России, какие-то с XVIII или XIX веков. Даже Свидетели Иеговы существуют в России уже около 100 лет».

По мнению Шабурова, инициатива парламентариев лежит в русле общей тенденции «поднятия жупела экстремизма».

Между тем, как отмечает газета, инициатива депутатов укладывается в логику идущих в настоящее время прокурорских проверок некоммерческих организаций, затронувших в том числе и сотни различных религиозных общин по всей России.

Прокурорские проверки НКО на предмет выявления источников финансирования и экстремистской деятельности затронули, как известно, приходы и благотворительные организации католиков, баптистов, пятидесятников, иеговистов и мормонов. Возможно, эти организации наряду с прочими НКО подозревают в принадлежности к «иностранным агентам». Этой логике соответствует заявление Ярослава Нилова по поводу задач рабочей группы по анализу деятельности «нетрадиционных религиозных общин. «Мы должны понимать, какой деятельностью кто занимается, и смотреть, насколько эта деятельность соответствует действующим нормам и правилам и насколько эта цель сочетается с теми целями, которые указаны в ее уставе», — сказал Нилов.

При этом он отметил, что вопрос о деятельности «сект» еще до инициативы Маркелова поднимался «на разных встречах, в том числе с религиозными организациями».

17 апреля, в один день с созданием в Госдуме этой группы, председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил на проходившем в Баку совещании по итогам конференции Консультативного совета мусульман СНГ: «Сегодня многие силы, внешние для нашего исторического пространства, хотели бы использовать религиозную жизнь и межрелигиозные отношения для того чтобы подчинить нас внешним факторам, а может быть, для того, чтобы поставить нас на колени или чтобы устроить в наших странах постоянный хаос».

Как считает Ярослав Нилов, «обращать внимание правоохранительных органов» на «деструктивную деятельность сект – это в нашей компетенции».

Газета не исключает, что инициаторы этой идеи воспользуются помощью добровольных «защитников традиционных ценностей». В некоторых российских регионах к этому уже готовы.

В частности, на сайте губернатора Ставропольского края Валерия Зеренкова была размещена информация о том, что на прошедшем недавно заседании краевого правительства «была обсуждена тема противодействия проникновению в край деструктивных сект» и губернатор «предложил использовать для их выявления в том числе силы ставропольского казачества». Кроме того, преподаватель сектоведения в Ставропольской духовной семинарии священник Антоний Скрынников недавно предложил принять в крае закон, который бы «ограничил деятельность нетрадиционных религиозных и иностранных организаций».

Напомним, что несколько лет назад в России был поднят вопрос о законодательном закреплении понятия «тоталитарная секта». Между тем участники дискуссии отмечали, что в правовой системе России отсутствует понятие «секта» и производная от нее «секта тоталитарная».

Эти термины, по мнению экспертов, являются неправовыми, ненаучными и несущими негативную идеологическую нагрузку. Говорилось об отсутствии какие-либо научных критериях, которые в принципе и создать-то невозможно. А по мнению представителей Института свободы совести, употребление неправовых и оскорбительных терминов в деятельности госструктур, в ходе различных публичных мероприятий, а также в СМИ является недопустимой, так как разжигает ксенофобии, нетерпимость и насилие в поликонфессиональном российском обществе.

Если кто-то охвачен сектоманией, то для избавления от навязчивых квазирелигиозных идей нужно, по крайней мере, помнить две вещи, говорили участники дескуссии и приводили исторические примеры.

Так называемые «традиционные религии» Ближнего Востока в момент своего зарождения объявлялись сектами теми, кто придерживался иных, ранее укоренившихся на этой территории религиозных взглядов. Первые христианские общины являлись сектами для иудеев и римлян, но когда через шестьсот лет они стали привычным явлением, и никто уже не ставил под сомнение их право на существование, на Ближнем Востоке появились последователи Мухаммеда, которые тоже не сразу были причислены к уважаемой религиозной традиции.

Поэтому, как считают эксперты, прежде чем объявлять ту или иную религиозную организацию вне закона, необходимо посмотреть на проблему сквозь призму истории.

Рассуждать о том, что какое-то религиозное движение является сектой, кроме беспристрастных ученых-религиоведов прежде всего имеют право представители той духовной традиции, в лоне которого оно зародилось. То есть, мусульманам, к примеру, негоже рассуждать о христианских сектах, а христианам в свою очередь не пристало судить об авторитетности духовных движений, возникших на почве ислама, иудаизма или индуизма.

Каталог NEWSru.com:
Информационные интернет-ресурсы

По сообщению сайта NEWSru.com