Facebook | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Начали хорошо! «Борис Годунов» — самая высокая нота пушкинского фестиваля

Дата: 08 февраля 2012 в 13:28 Категория: Новости культуры

На открытии XIX Пушкинского театрального фестиваля не было самой примадонны оперы Галины Вишневской, не было и главного идейного вдохновителя — Владимира Рецептера.

 Но именно благодаря им в Пушкинских Горах на сцене Научно-культурного центра Пушкинского музея-заповедника «Михайловское» мы смогли увидеть оперу «Борис Годунов». Своих артистов Галина Павловна отправила в Псков с напутствием: «Играть хорошо и даже лучше». Судя по реакции публики в финале, эта установка не была забыта.

Режиссёр-постановщик Иван Поповски выбрал первую, несправедливо забытую редакцию оперы. Вниманию зрителей было представлено семь картин, а не одиннадцать: решено было отказаться от «польских мотивов» с Мариной Мнишек и сосредоточиться на душевной трагедии Бориса Годунова.

Перед гостями фестиваля одна за другой вставали тревожные, гнетущие, но прекрасные в своей силе картины из прошлого. Вот народ молит Бориса Годунова взойти на трон, и тот сияет золотом одежд посреди тёмной оборванной толпы, вот снедаемый внутренним огнём Григорий Отрепьев дрожащими руками прижимает к себе рукописи отца Пимена и решается покинуть постылый монастырь ради безумной мечты…

Можно сказать, что лейтмотивом постановки стали внутренние терзания и муки одного человека. Впрочем, каждый из исполнителей сумел показать такую духовную мощь своего персонажа, что, пожалуй, два гения — Александр Пушкин и Модест Мусоргский — остались бы довольны. И мастерство дирижёра-постановщика Гинтараса Ринкявичуса, и чуткость режиссёра-постановщика Ивана Поповски, и острота восприятия хормейстера Александра Соловьёва, и полная самоотдача каждого из артистов вплоть да самых маленьких — всё сложилось в такую цельную картину, что зал 10 минут аплодировал стоя. Отдельных слов заслуживает работа художника-постановщика Валерия Левенталя. Небольшой «потенциал» сцены в Центре оперного пения не позволял развернуться в соответствии с размахом произведения, но В. Левенталю удалось создать такое пространство, в котором органично смотрелась каждая из картин: от торжественного молебна до драки в кабаке на границе с Литвой.

Несмотря на то что опера длилась три часа и не все зрители были её «тонкими ценителями», мастерство артистов буквально завораживало, заставляя ловить каждое слово, каждый жест. Когда же в полутёмном зале всё же раздавалась трель мобильного телефона (несмотря на несколько предупреждений), казалось, все ряды источали флюиды презрения, молча требуя немедленно прекратить это безобразие.

Но вот финальный акт: Борис умирает у подножия трона, на котором сжался в комочек плачущий Фёдор, на заднем плане, неслышно ступая, подходит безмолвствующий народ. Над Борисом склоняется огромный крест. То ли Богоматерь простила детоубийцу, то ли пошатнулась вера народа…

Когда же машина времени вернула зрителей обратно в довольно прохладный зал Научно-культурного центра, произошло то, о чём мечтают все артисты: зал взрывается аплодисментами. Они долго не смолкают, награждая каждого исполнителя, добавляя к рукоплесканию крики «браво» и «бис». И кажется, что первый показ XIX Пушкинского театрального фестиваля сможет послужить иллюстрацией к известной поговорке: «Хорошее начало — залог успеха». По крайней мере, первая часть поговорки себя уже оправдала.

По сообщению сайта Аргументы и Факты